Страницы:

1 | 2 | 3


<< Алексей Левинский

Робкий генерал желает познакомиться

Алексей Ленинский поставил абсурдистский текст Вячеслава Дурненкова

«Русский курьер»

«Хозяйка анкеты», В. Дурненков, театр им. М. Н. Ермоловой, режиссер А. Левинский, в ролях: Н. Борисова, С. Дикаанидас, М. Жукова.

Это совершенно особая, рассчитанная на ценителя история. Таких ценителей, впрочем, в Москве предостаточно. В Центре драматургии и режиссуры Казанцева в Театре.doc, дающих место новой драматургии малых сценах всегда полные залы. Странные, балансирующие на грани абсурда, временами, прости Господи, вполне бессмысленные тексты традиционный репертуарный театр переварить не может. Но они востребованы определенной частью публики и театральной альтернативой: «Хозяйка анкеты» Вячеслава Дурненкова вышла в самом центре Москвы, на малой сцене театра Ермоловой, и пользуется успехом.

Театр, очевидно, и впрямь в кризисе: репертуарная сцена с трудом приемлет новое и, в свою очередь, отпугивает талантливых драматургов. Истории с внятным, последовательно развивающимся сюжетом они писать не хотят. Да, пожалуй, и не могут: игра в слова и литературные ассоциации занимательна, модна и не требует особых умений. 

Маленькая сцена, маленький зал, необычная пьеса, ощущение того, что за ее странностями стоит что-то важное, — недавней премьере театра Ермоловой присущи все типичные приметы постановки «новой драмы». Но поставивший ее Алексей Левинский верен себе: спектакль получился презанятный.

Тому, кто ищет на театре связное, пронизанное развивающимся смыслом высказывание, определенно не сюда. Вечер у генеральши (Светлана Дикаанидас), один из гостей (Владимир Мурашов) — современник Дениса Давыдова, другой (Андрей Попов) мечтает стать наследником Фета, третья гостья (Лидия Шубина) и вовсе напоминает персонажи Островского. Рядом с ними типичный «маленький человек» (Сергей Власенко), ускользнувший со страниц Достоевского, и сделавший-таки карьеру: здесь он носит чин не титулярного, а статского советника, штатского генерала.

В программе также спиритический сеанс с волшебным превращением: робкий генерал и прекрасная генеральша объяснятся в любви языком современных школьников. Затем действие прыгнет во времена Февральской революции, и грабитель-декадент пристрелит бедного статского советника. Во втором акте все это продолжится современной криминальной историей.

И как, скажите, такое можно поставить? Но Алексей Левинский нашел ключ к тексту Дурненкова: он превращает свой спектакль в подобие магического действа, генеральша у него движется, как жрица в символистском спектакле. А финальная песня, старый добрый дворовый «Караван Шапер Али» (цитата из «Старый, забытый» Погребничко), и вовсе взывает к зрительскому воображению. Режиссер вводит публику в легкий транс и предлагает ей самой найти разгадку: прелесть спектакля в том, что он дает простор для трактовок.

И все же «Хозяйка анкеты» не вполне полноценная пьеса: диалог у Дурненкова прекрасный, а несообразности сюжета идут то ли от несколько наивного желания заново изобрести велосипед, то ли от неумения. Драматургия прежде всего ремесло, и ему надо учиться, пота здесь требуется не меньше, чем вдохновения. Не освоив его, Вячеслав Дурненков рискует навсегда остаться автором второго ряда, поставщиком пьес для студий и малых сцен.

Александр Воробьев, 26.03.2007