Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман
«Русская тоска (Ностальгическое кабаре)»
Микола — Николай Косенко

Школа для дураков

«Театральная афиша»

Как учит нас школа для дураков под названием жизнь, прошлое не проходит. Оно в твоем будущем, маленький дебил. (Нет, ну если Вы уже большой, взрослый и вообще не из этой школы, тогда пардон. Тогда Вам не сюда). Все, что было, к тебе вернется. Но не всякий ощущает это так остро, как тот «шизик» 14-ти лет, в сущности, маленький гений, от лица которого тридцатилетний Саша Соколов в 1973 году сочинил прославившую его книгу, издав ее три года спустя уже в эмиграции. Герой книги считается слабоумным — его обширный внутренний мир категорически не совпадает с тем, что снаружи, — и мальчик от одиночества беседует сам с собой, «доехав» до мысли, что его — двое. Один я внутри, другой я - снаружи.
Ну, двое так двое. Вот они выходят к нам — дылда и пониже, лохматый (Егор Павлов и Наум Швец). Таинственно, издали, но глаза в глаза, понимающе улыбаются друг другу. Их герой в спектакле Юрия Погребничко не более сумасшедший, чем остальные персонажи. В отличие от книги, все здесь положительно прекрасны. И папа-прокурор отнюдь не мерзавец, и мама-интеллигентка в трогательной шляпке вдруг так заботливо щебечет. Даже старые ведьмы литераторша с завучем, даже редкий вообще-то идиот директор Перрило с его тапочной системой — все здесь по-своему несчастны, все малость «с приветом». А как же удушающая атмосфера «совка», вытолкнувшая автора в эмиграцию? О чем вы, столько воды утекло! Прошлое вернулось разлитой в воздухе печальной нежностью. В едином времени сомкнулись сиюминутное и вечное, надмирное и бытовое. Сантехник Леонардо пишет картины, а учительница ботаники, тайная любовь героя, точь-в-точь Джоконда. Умерший географ Норвегов (Сергей Каплунов) по-прежнему не оставляет героя дружеским советом, на равных прохаживаясь между живыми. И небесной красоты ученица Роза (что-то у нее с географом было!) под звуки «Давно не бывал я в Донбассе» задумчиво выходит к Норвегову с розой.
Но где трагический авторский конфликт внутреннего с внешним? Он трагически отсутствует. Вернее, конфликт вынесен наружу: драматическое напряжение создается между сценой и залом. Ибо зрителю нужно усилие, чтобы оторваться от повседневности с ее привычным театром и, подключившись чувственно, стать соучастником этого удивительного спектакля.

Елена Левинская, 30.10.2012