© Михаил Гутерман | Сердце, молчи…о спектакле «Три мушкетера»Осточертело. У нас бессмысленно говорить о недопустимости людоедства — в ответ вы услышите массу интересного, в диапазоне от «пора бы, наконец, нашему людоеду сменить носки, а то в нос шибает» до «педофилы ничуть не лучше людоедов»; и вообще, каннибалы были, есть и будут есть, и все мы плывём в одной лодке, не надо её раскачивать. Бессмысленно. Да, удержаться иногда трудно, но хоть паузы делать надо. Давайте о театре, что ли. «Около дома Станиславского», «Три мушкетёра», режиссёр Ю. Погребничко. Но для начала — несколько общих слов. Как положено (см. выше). Что такое пьеса? Чудесное определение из Википедии: «драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре». Оцените: «драматическое произведение. .. созданное для постановки какого-либо действия». А какого действия, не подскажете? Осмелюсь ещё раз предложить собственное определение: «Пьеса — некая история, литературно изложенная таким образом, что её можно поставить на сцене в соотношении 1:1». А что такое спектакль? «Произведение сценического искусства», — сообщает та же Википедия. Простите, это не определение: какое произведение? какого именно сценического искусства? что такое «сценическое искусство»? Уточним: речь идёт о спектакле театральном, сиречь — драматическом. Не оперном, не балетном, не эстрадном, не радио, даже не о политическом (молчу, молчу). Так вот, толковать словосочетание «драматический спектакль» можно сколь угодно широко, лишь бы сохранялись две основные составляющие — визуальность и собственно-драматургичность. Но чисто для себя я даю такое определение: спектакль — это пьеса, перенесённая на сцену. И тут встаёт хитрый вопрос: театр — это обязательно спектакль или нет? Опять-таки чисто для себя, в рамках собственных пещерных понятий: нет, не обязательно — в театре показывают либо спектакль, либо, условно говоря, сценическое представление. Сейчас в моде представления, факт (в скобках: ещё в большей моде всякий перформанс, вовсе не имеющий отношения к театру, но внаглую именующий себя таковым, как напёрсток имени Чурова величает себя выборами… молчу, молчу). Я обычно предпочитаю спектакли, но это, наверное, больше вкусовое всё-таки (из серии «кому — арбуз, а кому — свиной хрящик»), настаивать не вправе. Так вот, длинное предисловие, наконец, закончилось, а теперь коротко — о спектакле. Вернее, конечно, о сценическом представлении. Что это было? Концертный набор из песен, перемежающихся игровыми сценами и диалогами? Наверное, близко к тому; честно говоря, я по ходу даже досадовал немного. Хотя, в общем, именно чего-то подобного и надо было ожидать — Погребничко не любит ставить спектакли в моём понимании этого слова; у него даже «Три сестры» удерживаются чуть ли не на самой грани, а так — представления, представления, хотя, как правило, вполне себе сценические (про «Женитьбу» не скажу, не видел). Но у этих представлений (чаще всего) есть одно потрясающее свойство — они оставляют сильное послевкусие. То есть выходишь даже несколько разочарованный, но уже на подходе к метро понимаешь, что увиденное произвело на тебя куда большее впечатление, чем это показалось вначале. Вся суть сценического действа, наверное, состоит в том, что постановщик (вполне театральными средствами, между прочим) доносит до тебя некую доминанту; она проскакивает через глаз, почти не задерживаясь и не оставляя отпечатка (у меня, во всяком случае), но где-то там, внутри, оседает в конденсированном виде. Интересно, что саму эту доминанту трудно назвать небанальной: старение — скверная штука (понятно, если не принимать во внимание, как выразился М. Шевалье, возможную альтернативу, но это уже другой разговор). Обычно, когда говорят «жизнь прошла мимо», имеют в виду неудачников. Эх, кабы так… И о ностальгии мы говорим в основном как о понятии пространственном, а ведь повод тосковать по родным местам выпадает, к счастью, далеко не всем. Иное дело — ностальгия временная; её не избежать никому (если не иметь в виду ту самую «возможную альтернативу»), да и вернуться назад тут уже не получится никоим образом (даже если изобретут машину времени, мы-то при этом не помолодеем, а искусственное «омолаживание» — самообман, не более). Ладно, не будем о грустном. В общем, ничего нового, как видите. Типа, «были когда-то и мы рысаками», всё так. Но именно сценическими средствами. И когда раз за разом бредёт через сцену троица престарелых мушкетёров… под совершенно, вроде бы, не подходящую к случаю песню из старого фильма «На семи ветрах»: «Сердце, молчи… / В снежной ночи / В поиск опасный уходит разведка … / С песней в пути / Легче идти, / Только разведка в пути не поёт, / Ты уж прости…» (слова А. Галича, между прочим)… в общем, я не знаю, как и почему, но это пробирает. А то, что долго доходит — может, оно и к лучшему? Может, не надо, чтобы что-то легко проскакивало насквозь, как тот кусочек сала у Мюнхгаузена? Вошло со свистом, вылетело со свистом… короче, кроме свиста, ничего и не осталось. Медленнее — оно ведь вернее как-то, знаете ли. «Сердце, молчи…» Бредёт неразлучная троица… А молодняк на сцене живёт своей, параллельной жизнью (куда более театрализованной, между прочим). Да, на Болотной, помнится, испытал я что-то похожее, но там всё же печали и горечи было меньше, чем радости за этих ребят… Молчу, молчу… Да и Болотная — случай особый, не повседневный. А тут — именно повседневность старения. «Где-то сквозь снег — / Песни и смех… / Здесь лишь гудит новогодняя вьюга… / В дальнем краю / Тех, кто в бою, / Вспомни и тихо пропой про себя / Песню свою»… Алексей Битов, 15.01.2012
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа для дураков», открытая «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, Weekend: РИА Новости, [11.11.2012]
- Уроки для дураков, Алена Карась, Российская газета, [7.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, Елена Левинская, «Театральная афиша», [30.10.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Спектакль про Карлсона поставили в Театре «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, WeekEnd (Риа Новости), [20.04.2012]
- ''Оккупация'' по Федерико в Театре''Около дома Станиславского'', Марина Тимашева, Радио «Свобода», [19.01.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Сердце, молчи
, Алексей Битов, [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- «Хорошего человека найти нелегко»: шок как искусство, Ваш досуг, [6.12.2011]
- Интервью по переписке, «Сцена», N6, 2011, [1.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Я СОСТАВЛЯЮ КАРТИНЫ ПРОШЛОГО, Мария Зерчанинова, «Экран и сцена» 19(2011), [31.10.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
|