© Михаил Гутерман | «Школа дураков» в театре ПогребничкоКомсомольская правда Пригласили меня на спектакль — на фотосессию. Фотоаппарат у меня хороший. Cнимает лучше, чем я умею. Сейчас, когда пиар — наше все, специально для фотографов и видеооператоров актеров заставляют играть эффектные эпизоды. Потому что жизнь такая — зрелища правят миром. В общем, я попросился на прогон, чтобы поснимать. Завлит «Театра Около» опасливо ждала меня с парадного входа. Я зашел с черного — с пожарного. Внутри меня все горело. В день спектакля ушел из жизни очень близкий мне по духу человек — мой учитель фотографии и на личном фронте без перемен. Сел тихонечко, уперся в штатив. Театр явно рисковал — фотограф с душой, в раздрае летящей в пропасть, может увидеть в спектакле такое инферно, что и в кошмаре не приснится. Позвонил завлиту — чтобы не ждала зря. Она опасливо меня предупредила — «в спектакле, понимаете, смешение смыслов, времен, вам может не понравиться» — говорит. Добрая она. Я ж на работе — мне все равно, что снимать, камера это делает ни «с», ни «без» удовольствия. Ей не до смысла. Она — я. Я - она. Живая кнопка. Сюжет в «Школе дураков» запутанный. Ученик «такой-то» учится в «таком-то» классе, страдает раздвоением личности (два актера надо), любит одну даму, любит еще и чудака-учителя Норвегова, а сама школа — для «дураков», им врут, что они когда-нибудь станут инженерами, а на самом деле — по нескольку лет в «таком-то» классе. Надо Сашу Соколова (не Александра, а «Сашу») прочитать, чтоб понять. Написано в далеком 1973 году, а опубликована в 1976 — тогда застой в России (СССР) стоял, гонения на свободу личности витали и никаких отклонений от линии партии строго-настрого. Не то, что сейчас. Мне было 7 лет и я помню, что как-то было странно — говорили одно, делали второе, а получалсь вообще третье и какое-то несладкое, несъедобное. Теперь — что делают, то и говорят. Снимаю я своей камерой и вдруг понимаю — что ничего не получается. То есть камера снимает одно, а я чувствую совсем другое. Она тупо и старательно снимает рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (декорации ж/д путей классно там сделаны!), а я вижу другое. Никакого «поезда запоздалого». Актеры, музыка, Саша Соколов, постмодернист этакий, все вместе рассказали мне про меня. И про всех. В общем, когда к концу учитель Норвегов умер, любовная история тоже как-то несчастливо закончилась, у меня комок в горлу подступил и никаких интервью ни у главрежа, ни у актеров я брать не смог. «Самого главного глазами не увидишь» — пословица фотографов. Знать бы, что есть главное.
Сергей ШАХИДЖАНЯН , 7.11.2012
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа для дураков», открытая «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, Weekend: РИА Новости, [11.11.2012]
- Уроки для дураков, Алена Карась, Российская газета, [7.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, Елена Левинская, «Театральная афиша», [30.10.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Спектакль про Карлсона поставили в Театре «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, WeekEnd (Риа Новости), [20.04.2012]
- ''Оккупация'' по Федерико в Театре''Около дома Станиславского'', Марина Тимашева, Радио «Свобода», [19.01.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Сердце, молчи
, Алексей Битов, [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- «Хорошего человека найти нелегко»: шок как искусство, Ваш досуг, [6.12.2011]
- Интервью по переписке, «Сцена», N6, 2011, [1.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Я СОСТАВЛЯЮ КАРТИНЫ ПРОШЛОГО, Мария Зерчанинова, «Экран и сцена» 19(2011), [31.10.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
|