Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман
«Русская тоска (Ностальгическое кабаре)»
Микола — Николай Косенко

«Школа дураков» в театре Погребничко

Комсомольская правда

Пригласили меня на спектакль — на фотосессию. Фотоаппарат у меня хороший. Cнимает лучше, чем я умею. Сейчас, когда пиар — наше все, специально для фотографов и видеооператоров актеров заставляют играть эффектные эпизоды. Потому что жизнь такая — зрелища правят миром. В общем, я попросился на прогон, чтобы поснимать.
Завлит «Театра Около» опасливо ждала меня с парадного входа. Я зашел с черного — с пожарного. Внутри меня все горело. В день спектакля ушел из жизни очень близкий мне по духу человек — мой учитель фотографии и на личном фронте без перемен. Сел тихонечко, уперся в штатив. Театр явно рисковал — фотограф с душой, в раздрае летящей в пропасть, может увидеть в спектакле такое инферно, что и в кошмаре не приснится.
Позвонил завлиту — чтобы не ждала зря. Она опасливо меня предупредила — «в спектакле, понимаете, смешение смыслов, времен, вам может не понравиться» — говорит. Добрая она. Я ж на работе — мне все равно, что снимать, камера это делает ни «с», ни «без» удовольствия. Ей не до смысла. Она — я. Я - она. Живая кнопка.
Сюжет в «Школе дураков» запутанный. Ученик «такой-то» учится в «таком-то» классе, страдает раздвоением личности (два актера надо), любит одну даму, любит еще и чудака-учителя Норвегова, а сама школа — для «дураков», им врут, что они когда-нибудь станут инженерами, а на самом деле — по нескольку лет в «таком-то» классе. Надо Сашу Соколова (не Александра, а «Сашу») прочитать, чтоб понять. Написано в далеком 1973 году, а опубликована в 1976 — тогда застой в России (СССР) стоял, гонения на свободу личности витали и никаких отклонений от линии партии строго-настрого. Не то, что сейчас.
Мне было 7 лет и я помню, что как-то было странно — говорили одно, делали второе, а получалсь вообще третье и какое-то несладкое, несъедобное.
Теперь — что делают, то и говорят.
Снимаю я своей камерой и вдруг понимаю — что ничего не получается. То есть камера снимает одно, а я чувствую совсем другое. Она тупо и старательно снимает рельсы, рельсы, шпалы, шпалы (декорации ж/д путей классно там сделаны!), а я вижу другое. Никакого «поезда запоздалого».
Актеры, музыка, Саша Соколов, постмодернист этакий, все вместе рассказали мне про меня. И про всех. В общем, когда к концу учитель Норвегов умер, любовная история тоже как-то несчастливо закончилась, у меня комок в горлу подступил и никаких интервью ни у главрежа, ни у актеров я брать не смог.
«Самого главного глазами не увидишь» — пословица фотографов. Знать бы, что есть главное.

Сергей ШАХИДЖАНЯН

, 7.11.2012