Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман
«МАЛЫШ и К. »
Дядя Юлиус — Иван Сигорских
Фрекен Бок — Элен Касьяник
Карлсон — Алексей Сидоров

«Держать ум во аде и не отчаиваться»

«С любимыми не расставайтесь»

Спектакль «С любимыми не расставайтесь» объединяет пьесу А. Володина с «Преступлением и наказанием» Ф. Достоевского. Пьеса Володина, а потом и фильм 1980 года, были о любви, и постановка Ю. Погребничко, как и всегда, точно следует авторскому замыслу. В спектакле простая мысль о необходимости беречь любовь выводится на совсем новый уровень осмысления и обобщения реальности, чем то было дано в исходном тексте.

Последние спектакли Юрия Николаевича трогают строгой отточенностью формы. Все действие помещается в один акт. Ясность видения мастера — в предельной чёткости характеристик, сцен и действий, а костюмы и музыка тактично говорят за себя то, что не входит в действие. Это все требует от актеров полного соответствия, чуткости и молниеносности реакции. Синтез воли режиссера и возможностей актеров достигается полностью, и тогда происходит чудо: время действия спектакля, такое короткое, оказывается сжатой пружиной, разворачивающейся в бесконечность проживания. Время, не имеющее конца, на наших глазах становится метафорой любви, которая есть главная составляющая божественного замысла о человеке, и в силу этого в нашем мире она всегда страдающая и всегда «невозможная», всегда вопреки всему.

Драма любви на бесконечно длящемся бракоразводном процессе, демонстрирующем ее гибель, подразумевает и приговор. И тогда мы понимаем, что единственно возможный автор – это Ф. Достоевский. Потому что в «Преступлении и наказании» есть не только тема того, что за убийство жены Свидригайлов уже при жизни получил вечность, подобную пыльной банке с пауками, но и то, что Марфа Петровна возвращается к нему в видениях, потому что любит его.

Не у всякого художника есть феномен позднего творчества. И в искусстве и в науке он отличается тем, что художник способен с абсолютной точностью и, как кажется, легкостью выразить задуманное содержание. Форма дается легко и обладает еще большей емкостью, чем раньше. Как художник сверхъестественной чуткости Юрий Николаевич заставляет свой спектакль говорить о самом главном, что пережило человечество в XX веке – об опыте ада, о длящемся и не прекращающемся «плаче Адама» об утраченном рае. Великий святой XX века, преподобный Силуан Афонский сформулировал, что путь человека в современном мире – это «держать ум во аде и не отчаиваться». Несмотря на то, что гармония практически недостижима, и на платье с кринолином всегда будет накинут ватник и уродливая шапка, человеческое достоинство сохранится и выстоит, пока человек решается на подвиг любви, а режиссер на подвиг творчества.

Лидия Чаковская

, 10.10.2016