Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


«Сцены из деревенской жизни («Дядя Ваня»)»
Серебряков — Алексей Левинский

Дороги детей и зверей

«Муми-тролль и комета». Театр ОКОЛО дома Станиславского

Культура

Казалось бы, в крохотное помещение Театра ОКОЛО ну никак невозможно вместить историю с путешествиями сказочных героев Туве Янссон. Тот, кто читал повесть «Муми-тролль и комета», сразу же вспомнит описание бурной реки, грота, Одиноких гор, обсерватории на их вершине и тому подобных вещей и явлений, требующих масштаба и объема. Тот, кто бывал в Театре ОКОЛО, вспомнит и габариты импровизированной сцены, где и пятерым актерам без декораций развернуться порой сложно. Замкнутый круг? Нет! Главное — подключить фантазию, добавив к собственной хотя бы минимум понимания возможностей и уровней детского воображения. 

Этот спектакль и сделан в основном людьми, недалеко ушедшими от детства, с небольшими вкраплениями мастеров опытных, которые, впрочем, с неменьшей охотой в это детство впадают. Как, например, сценограф и художник по костюмам Виктор Пушкин, который все это сказочное путешествие визуально сочиняет буквально из ничего. Стоит какое-то подобие заборчика, на котором по мере необходимости появляется табличка «Одинокие горы». Детские санки, водруженные на середину сцены, замечательно исполняют роль плота. Зловещая комета нарисована на тряпочке и в нужный момент подсвечивается красным. Какой-нибудь щит повернется вокруг своей оси и запросто изобразит магазин. А на горы можно взобраться по обычной садовой лесенке. Ну не так ли дети в тесной комнате устраивают не менее удивительные представления. 

Финская писательница Туве Янссон в российском детском театре вдруг в одночасье стала популярной. В прошлом сезоне уже появился одноименный спектакль, сделанный Константином Богомоловым в антрепризном варианте. Очень, кстати, удачный, не менее изобретательный, хотя более масштабный и многонаселенный. Режиссеру-студентке Елене Бабаевой, как и было сказано, поневоле пришлось масштабы сокращать вкупе с количеством действующих лиц и эпизодов действия. Исчезли Муми-мама и Муми-папа и кое-какие другие персонажи, а также всяческие прелюдии, объяснения и комментарии. Кто сказку читал, все поймет, прочие догадаются или дофантазируют.

Здесь не играют забавных и неведомых зверюшек. Разве что Снифф (Екатерина Кудринская) демонстративно нацепит длинный хвостик. Все же остальные — смешные фантазийные существа, чуть-чуть похожие на людей в детском обличье. Но уже с характерами, каждый со своим. Красавец Муми-тролль (Илья Окс), весь в белом, слегка напоминающий романтичного пай-мальчика. Шпанистый Снифф, похожий на дворового пацана, шмыгающего носом. Бродяга Снусмумрик (Сергей Каплунов), таскающий за собой сковородку и губную гармошку. Странноватый Хемуль (Егор Павлов) в дамском платье и соломенной шляпке. Кокетка фрекен Снорк (Марьяна Кирсанова) и ее педантичный братец (Александр Орав). Добавьте сюда вездесущих Малявок (Александра Тюфтей, Элен Касьяник, Анна Егорова), то ли духов природы, то ли эльфов с их плясками. Или совсем уж «человеческих» Старушек (Татьяна Токарева и Наталья Позднякова), в свою очередь, придуманных, видимо, режиссером, и залихватски запевающих «Старый клен, старый клен, старый клен стучит в стекло».

Все они здесь, впрочем, разговаривают мало, пунктирно, дабы стало понятно основное направление игры. Больше валяют дурака, вспоминают студенческие этюды, когда, например, надо заварить чай в несуществующем стакане. Играют на губной гармошке, поют то весело, то жалостно (педагог по вокалу Наталья Рожкова), исполняют чудные фольклорные танцы (хореография Ольги Каплуновой). И все это без амбиций, непременного желания понравиться и заявить о себе. Но легко и весело, импровизационно, и впрямь играючи. Дети остаются вполне довольны. Родители, впрочем, тоже, ведь, помимо всего, действо длится чуть более полутора часов, так что никто не успевает устать, даже самые непоседливые. Да, здесь нет постановочной роскоши и актерско-режиссерского виртуозничанья. Зато сохранена атмосфера вполне своеобразного Театра ОКОЛО, руководимого Юрием Погребничко, и честность игры без высоколобых претензий. Кажется, этого хватает всем.

Ирина Алпатова, 6.03.2008