Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман

Театр «Около» меняется.

TimeOut

Еще пару-тройку лет назад на любую премьеру Юрия Погребничко завсегдатаи ходили как к себе домой. Обитатели этого принципиального захолустья в привычных ватниках или шинелях с вышитыми гладью цветами переживали, в зависимости от пьесы, разные ситуации, но оставались прежними. В них не было агрессии, попытки переделать мир. Они подтрунивали только над самими собой и помогали друг другу и нам выжить в обступающей темноте, обустроив по-человечески нашу внутреннюю эмиграцию. Несуетные и печальные, они пели под гитару, резали салатики для гостей, старались принять жизнь такой, как она есть. А она — трагична и бесчеловечна чаще всего. Чеховские три сестры здесь были чуть ли не главными героинями. Они пытались сохранить тепло в доме, занесенном судьбой в морозную зону, и в прежней версии «Трех сестер» (которую перестали играть после того, как лет пять назад сгорела основная сцена театра), и в замечательных «Странниках и гусарах» по володинскому «Старшему сыну», являлись тенями и в других спектаклях.
И вот сейчас они вновь возвращаются. Они — да не они. Уже второй сезон Погребничко на главные роли всех новых и возобновляемых спектаклей приглашает своих юных учеников из Щукинского училища. Они талантливы и внимательны. Они легко усвоили неповторимый стиль театра «Около». Но именно их юность, их нескрываемая вера в себя и в свое будущее совершенно изменили интонацию спектаклей. А интонация — главное у Погребничко. Теперь среди грубо крашенных досок и телеграфных столбов, среди привычных людей в советских шинелях появились три принцессы в трогательных именинных платьицах с кружевами. Теперь не они оберегают всех, а все — их. Ими любуются, как дочками. И они сами собою любуются. Когда прежние сестры говорили в финале: «Надо жить? Будем жить?» — это звучало как приговор, обжалованию не подлежащий. Теперь ясные взоры трех прелестниц почти не туманятся. Пожар обошел дом этих Прозоровых стороной. С ними ничего страшного пока не случилось. А Тузенбах? Ну, знаете ли, одним бароном больше, одним меньше? Не все, конечно, получилось так, как задумывалось, но ведь это только начало.
В финале на сцене появляются те прежние три сестры, три не очень молодые дамы без будущего. Они подходят к зрителям, роняют несколько слов о похоронах отца-генерала и уходят. «Они уходят от нас. Быть может — навсегда».

Елена Груева, 12.02.2009