<< Оккупация — милое дело.О, Федерико!

Красный кандибобер Феллини

afisha.mail.ru

Полуторачасовой спектакль с подзаголовком «Оккупация — милое дело!» повествует об истории огромной страны через призму жизни одной-единственной женщины.
Жизни «взаправду», ведь повесть, по которой поставлен спектакль, автобиографическая. Ее написала малоизвестный драматург Татьяна Орлова, отправила режиссеру «Около» Погребничко, а тот инсценировал честные и до странности нежные, несовременные какие-то, воспоминания. 
Крошечной девочкой родители увезли героиню в послевоенный Берлин, где папа-красавец в развевающейся шинели кем-то работал, а мама хорошо шила. Девочка росла-росла, ставила во дворе спектакли, мечтая сыграть Золушку, и вот она уже в сегодняшней России, пенсионерка с диагнозом шизофрения, работает уборщицей общественного туалета.
Казалось бы, такая надрывная, мрачная история. Но это только кажется. Удивительным образом события превращаются в поэтический роман, кружевную вязь полуулыбок и воспоминаний, силуэтов и недоговоренностей. В неверном тусклом свете возникает то общий вагон, прыгающий по рельсам из Москвы в Берлин, мимо Варшавы, полной «голодных поляков, они нас ненавидят, но мы-то их любим». То вдруг появляется танцплощадка, где девушки стоят напротив молчаливых, скованных неловкостью солдат, навоевавшихся до того, что они даже не помнят, как танцевать вальс. То сидят в рядочек женщины-пациентки психбольницы — аккуратненькие, приличные, тихонькие, еще чуть-чуть и - счастливые. Правда, каким-то своим, потусторонним, нормальному человеку непонятным, счастьем («Шизофрения не болезнь, а стиль жизни» — поясняет героиня).
Весь спектакль держится, по сути, на одной актрисе — Лилии Загорской. На ее обаянии, на ее красоте и какой-то даже аристократичности, которая есть и в повороте головы, и в том, как она рассказывает о своем пребывании в палате для умалишенных, и о последующем мытье общественных унитазов.
По небольшому экранчику над сценой все время несутся тени прошлого. То вьются в скорбном танце пары из картины Вайды «Пепел и алмаз», то мотоциклист мчится вокруг костров из феллиниевского «Амаркорда», то скачет по дорожке мальчик-трамвайчик из фильма «Под стук трамвайных колес» Куросавы, то шагают стройные ряды полков советской армии. Черно-белая карусель бесконечно кружится над головой девочки-женщины-старушки, этого существа без возраста, в синих штанах с начесом и в красной щеголеватой шляпке.
В рунете есть видеоролик, собравший много тысяч просмотров. Там не вполне адекватная женщина в затейливом алом берете говорит сурово: «Если я ношу красный кандибобер на голове, это не значит, что я женщина или балерина». Вряд ли кто-то из создателей нового спектакля в театре «Около» интересуется «интернет-приколами», но маленькая хрупкая женщина в ярко-красном шляпендроне и дурацком драповом пальто из «О, Федерико!» — совершенное альтер-эго той безумной. Как если бы тетенька, выхваченная объективом камеры из суеты московской улицы, оказалась не реальной женщиной, а персонажем фильма Феллини. Эдакая Кабирия, не утратившая ни своей жизнерадостности, ни способности улыбаться и радоваться мелочам. Она даже зависть к соседской девчонке вспоминает с любовью.
Как всегда у Погребничко, повествование прослоено музыкальными номерами, которые — и тоже как всегда! — сыграны и спеты отменно. Особенно прекрасен номер девочки Ирки в самом финале (Ольга Бершуля). Это как раз тот случай, когда ружье, почти весь спектакль провисев на стене, внезапно стреляет. Пухлая Ирка в клетчатой юбке и плюшевой кофточке трепетно поет «Девушку из харчевни» Новеллы Матвеевой: «Мне было довольно того, что твой плащ висел на гвозде». И показывает дрожащим пальчиком в угол, где все это время на крючке страшно поблескивает черный кожаный плащ с красно-черной свастикой на рукаве. Шутка на грани, но без капли пошлости и конъюнктурщины. «О, Федерико!» — очень чистый и светлый спектакль, про счастье в любой ситуации. 

Анастасия Томская, 3.10.2011