<< ЧЕВЕНГУР

Чевенгур

Лучший из миров

В «Чевенгуре» Юрия Погребничко соединились два мира:

платоновские строители утопии сосуществуют с персонажами

рассказа Хемингуэя «Убийцы». Этот, на первый взгляд, совершенно

невероятный симбиоз оправдывает себя именно в театре «Около»,

где не прямые, не логические, а, скорее, сенсорные связи и аллюзии в 

порядке вещей. Смерть сопутствует здесь героям спектакля. Ее 

фактическое присутствие разлито и в воздухе станционного буфета,

где прилично одетые герои Хэма поедают скверно приготовленную

яичницу, и в пространстве Чевенгура, строившие который оборванные

и нищие люди добились-таки равенства, но не перед жизнью – перед

небытием. Погребничко умещает длинный роман в час с небольшим

сценического времени. Здесь Соня из Чевенгура (Элен Касьяник),

бредущая по рельсам и прижимающая к себе две обмякшие мертвые

куклы, одновременно и Мадонна эпохи социалистического

строительства, и Харон, проводник в мир, откуда нет возврата.

Сомнамбулическая шеренга красноармейцев-чекистов здесь тоже

лишена энергии. Отстреливая тех, кто не вписался в утопический

идеал, эти люди сами уже бесплотны и отправлены туда же, куда

отправили тысячи своих соотечественников. «Чевенгур» Погребничко

звучит как послесловие к тому, что содеяно человечеством. Ко всем

глобальным заварухам и мелким авантюрам, грандиозным всеобщим

мечтам и ничтожным, личным замыслам. Здесь все практически

«безымянны». Кроме, разве что, Нино Катамадзе и Фрэнка Синатры,

чьи песни звучат так весело…

Наталия Каминская, 8.12.2015