<< Наталья Рожкова

СНЕГА КИЛОМЕТРЫ

ЮРИЙ ПОГРЕБНИЧКО ПОСТАВИЛ ПЕЧАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ-КАБАРЕ

Театрал

На первый взгляд, новый спектакль театра «Около дома Станиславского» рассказывает о жизни Магадана времен ГУЛАГа, но фактически он о другом – о тщетном поиске смыслов. Впервые за долгое время режиссер, поставивший много спектаклей про абсурд человеческой жизни во все никак не желающую заканчиваться эпоху «совка», обратился к своей излюбленной теме с какой-то особенной нежностью. Без горькой усталости, но с огромной любовью по отношению к непутевым жителям своей «непутевой» страны.

Крохотный кинозал, старенький кинопроектор, экран из старого, приобретшего сероватый оттенок пододеяльника, плеск волны, стоны чаек, красный свет маяка… Вот и все «предлагаемые обстоятельства» странного, диковатого мира. Герои в программке указаны как «люди с вершин», «человек с баяном», «бывший капитан» и его девушка, загадочная «женщина-конферансье» с потрескавшимся чемоданом. Все они ждут, когда покажут кино. Они медленно двигаются, как под гипнозом, отрешенно молчат и явно тяготятся вопросом: «В чем смысл жизни?», заданным им героиней Лилии Загорской.

Неподвижный взгляд в темную даль поверх зрительских голов, полуулбыка Джоконды, усталые руки в старомодных кружевных перчатках. Печальная клоунесса, она «замыкает» почти что бессловесное действие на себе. В финале сбивая пафос поиска ответа на «главный вопрос мироздания», тем, что разворачивает старое, забытое кем-то на скамейке пальто и обнаруживает там кастрюлю с надписью: «Смысл жизни». Внутри – горячая картошка в мундире.

И все же, как бы прелестны и трогательны ни были персонажи из мира Погребничко, главное в его новом спектакле – музыка. Французский и советский лагерный шансон, песня Вячеслава Бутусова «Моя звезда», «Девушка с веслом» Бориса Гребенщикова, хит Михаила Круга «Ветер туман порвал», бардовский шлягер «От злой тоски не матерись», наконец, вечная тема Эдит Пиаф Non, je ne regrette rien. Почти все поет Наталья Рожкова, гордость театра «Около» – актриса, обладающая даром исполнительской стилизации. Блатные интонации? Пожалуйста. Народная песня? Почему нет. Каждый ее номер как мини-спектакль, зал смеется и нет-нет, да и всплакнет. Музыка пробуждает личные ассоциации… Кому-то спектакль напомнит о чувствах к навсегда искалеченной родине, кто-то вспомнит родных, другие – не сбывающиеся мечты и нелепые надежды. И абсолютно все расслышат светлую режиссерскую интонацию – его «Магадан», он ведь и о том, как хорошо и светло жить на земле.

Буддистскую философию принятия жизни такой, какая она есть, Погребничко впервые не прячет между строк, он ее в буквальном смысле демонстрирует на кинокэране. «Разрешает» своему зрителю увидеть и услышать старого монаха, рассказывающего, почему тот ушел из дома и «подался к Богу». И почему не будет никого учить жить: «Кто сам не был там (не испытал дзен – „Т“), тот не может никого освободить».

Магадан в этом спектакле не точка на георгафической карте. Это условное обозначение земли обетованной (горькая ирония!), точка пересечения детских надежд и взрослых разочарований. Край острой, хватающей за горло и сердце тоски и неубывающей светлой печали. Место, в котором время остановилось. И где очевидна тщетность любого противостояния. Как в примечательном, рассказанном со сцены анекдоте про эсминец, который думает, что навстречу ему плывет другой корабль, но курс менять не желает из чувства гордости. «Корабль» оказывается Маяком, уставшим объяснять очевидное и в конце концов произносящим: «Я Маяк. Делайте, что хотите».
Неслучайно эта фраза, вызывающая хохот в зале, в спектакле не только повторена, но и выведена на киноэкран вместо финальных титров.

Наталья Витвицкая, 2.06.2016