<< Илья Окс

Нового Карлсона покажут в Театре «Около дома Станиславского»

WeekEnd (Риа Новости)

Премьера спектакля «Малыш и К.», поставленного учеником Юрия Погребничко молодым актером и режиссером Ильей Оксом, состоится в четверг в Театре «Около дома Станиславского».

«Малыш и К.» основан на трех повестях Астрид Линдгрен о Карлсоне. В истории театра «Около дома Станиславского» был не один спектакль, основанный на детской и подростковой в общепринятом понимании литературе. Но в работах Юрия Погребничко сюжеты о Винни-Пухе, Алисе или мушкетерах всегда становились поводом для серьезного философского высказывания, смягченного грустной легкой иронией режиссера. Режиссер Илья Окс позиционирует свой дебют на профессиональной сцене как спектакль для семейного просмотра.

«Мы старались сделать семейный спектакль, чтобы и детям было интересно, и родители не скучали. Текст Астрид Линдгрен довольно серьезен, насколько вообще может быть серьезна детская литература. Я с удовольствием недавно перечитывал ее книги. Но при этом не хотелось сделать какую-то заумную вещь исключительно для взрослых. Вообще, мне кажется, любой спектакль должен быть семейным, иначе это только интеллектуальное зрелище. А интеллект — это же не весь человек», — говорит Илья Окс.

В этом спектакле герои далеки от тех стереотипов, которые складывались в нашем сознании в детстве, благодаря, в первую очередь, мультфильму. Карлсон в исполнении актера Алексея Сидорова совсем не похож на веселого толстяка с пропеллером, говорящего неподражаемым голосом Василия Ливанова. В спектакле Ильи Окса Карлсон — обаятельный молодой мужчина в пальто и шляпе, наделенный чертами настоящего героя.

«С актером Алексеем Сидоровым мы примерно ровесники. Я понимаю его, а он меня. Мы - единомышленники. В последнюю очередь меня волновала фактура, потому что для меня Карлсон — герой. Вот, скажем, у Богомолова Лира играет женщина. Почему? Можно предложить много концепций, но просто она — Лир. Кто еще, если не она. И не так важно, что она женщина. Мне нужно было определенное сложное сочетание профессиональных и личных качеств. Он говорит текст, и я слышу — что он говорит. Он, скорее, герой, а малыш в большей степени характерный персонаж», — говорит Окс.

Придумывая своего Карлсона, Илья Окс исходил из того, что герой — творение детского воображения. 

«Известно, как Линдгрен придумала этого героя. Она пришла домой, а ей дочка говорит: „пока тебя не было, прилетал дядя с пропеллером“. И она об этом написала. Дети всегда выдумывают какого-нибудь друга. Ребенок выступает как художник. Придумывает героя, вступает с ним во взаимодействие и уже не знает, что от него ждать. Это всегда так у творцов. Как Пушкин писал, что не ожидал от Татьяны такого поступка», — рассказывает режиссер.

Окс ставит свой спектакль, советуясь с учителем, — Юрий Погребничко выступает как художественный руководитель.

«Такая работа — это лучшая учеба, полезнее любой теории. Я что-то делаю, он приходит, смотрит, помогает, и я работаю дальше. Я сам просил его приходить, пока не хватает опыта, да и сроки были сжатые», — признается режиссер.

Будучи учеником Погребничко, Илья Окс близок к эстетике своего учителя, но в самостоятельной работе ищет и что-то свое.

«Если какого-нибудь представителя африканского племени спросить, как он предпочитает есть курицу — руками или вилкой, он не ответит. Он не предпочитает, он ест как все. Поскольку я театром не занимался до встречи с Юрием Николаевичем, то уходить от этой стилистики, мировоззрения могу только нарочито. Конечно, есть и что-то свое, но с общего поля не убежишь, и нет смысла. Я продолжаю дело, я люблю этот театр очень искренне. С другой стороны, актриса Лилия Загорская, посмотрев прогон на зрителя, сказала: „чувствуется прибалтийский стиль“. Я же из Риги», — рассказал режиссер.

Илья Окс родился в 1983 году в Риге. Учился в Рижском техническом университете на программиста. После третьего курса уехал в Москву и поступил в Театральный институт им. Щукина на курс Ю. Н. Погребничко. Окончил актерский курс, а сейчас учится на режиссера на заочном отделении. Как актер, занят во многих спектаклях театра «Около дома Станиславского».

, 19.04.2012