<< Мария Погребничко

Ностальгия помолодела

Юрий Погребничко нашел для старых песен новые лица

Ведомости

В театре «Около дома Станиславского» играют негромкую премьеру «Старый, забытый». Режиссер Юрий Погребничко поставил спектакль в своем любимом жанре ностальгического кабаре, но с неожиданным составом: на маленькую сцену филиала La Stala вышли его студенты из Щукинского училища.
Подзаголовок этого спектакля — «Поздравление с днем рождения». Он составлен по текстам Антона Чехова, Сергея Довлатова и Евгения Шифферса, но собственно сюжета в коротеньком (всего на час) действии нет. Есть пара печально-абсурдных диалогов из рассказов Довлатова и чеховской «Чайки», а рефреном к ним — единственная фраза из Шифферса: «Я хотел бы быть среди тех, кто сумел не родиться». То есть поздравление это адресовано тем, кто не сумел: что же делать, так вышло — живем. Но и до нас люди рождались, и жили, и пели. Культурная память, как всегда у Погребничко, заключается в песнях; с песни про «старый, забытый вальсок» все и начинается. Ее поет неуверенным голосом мальчишка в извечной погребничковской шинели, в пилотке, которая вдруг переносит его — и вас — из современности в сороковые роковые. И в этом превращении, пожалуй, заключается самое главное.
Начинается погружение в условное советское прошлое, от 30-х до 70-х. Вы попадаете на вечер отдыха в провинциальном клубе, где-нибудь на молодежной стройке в тайге, в очередном «городе на заре». Из декораций только дощатая стенка, ряд кресел без обивки и скамья для хора в три ступени. Здесь есть ведущий — шустрый комсомольский активист, есть живой оркестрик — гитара, пианино и баян, есть даже забредший на огонек командированный с фанерным чемоданчиком. Его играет Валерий Прохоров; герой старой гвардии театра «Около» поддерживает новичков своими маленькими выходами, а концертмейстер Наталья Рожкова даже поет романс вместо застенчивой девушки на сцене; та смущенно глядит в зал и невпопад открывает рот. Но все-таки главные роли здесь отданы студентам.
Угловатые мальчики выходят в ряд — в шинелях, пиджаках или костюмах в духе фильма «Трактористы». Для девушек художник Надежда Бахвалова сшила такие наряды, которые хочется разглядывать как отдельное произведение искусства. Разноцветные платья с тафтой, лайковые перчатки по локоть и туфли-лодочки — для девичьей души просто праздник. Но для современных студенток винтажные прически «бабетта» и юбки-колокольчики — не просто модный маскарад. Они этому верят — и потому, когда с азартным напором поют про «лучший город земли», невозможно усидеть на месте, а когда про «заводскую проходную» — не всплакнуть и не улыбнуться на «Естурдэй» в исполнении кукольной брюнетки с манерами Мерилин Монро.
Между песнями вклиниваются маленькие этюды. Вот командированный едет в машине и, засыпая, валится на бок; а рядом водитель, щурясь в ночь, стряхивает пепел невидимой папироски за окно и крутит несуществующую баранку. Или невесть откуда взявшийся страус бродит по клубу и выпрашивает еду. Это, конечно, упражнения первого курса, а студенты уже на третьем — но придираться ни к ним, ни к их мастеру совсем не хочется. Может быть, Погребничко слишком рано научил их своему фирменному остранению и тихой иронии. Может быть, стоило начать с игры всерьез — но. Он спас их от тех штампов, которыми сегодня обросло большинство актерских факультетов. А еще — заставил поверить детей нового века, что это по-настоящему здорово, когда у тебя и твоего партнера по сцене такие несовременные лица.

Екатерина Рябова, 18.01.2007