Страницы:

1 | 2 | 3


<< Алексей Левинский

Хозяйка анкеты

Старый авангардист ставит «новую драму»

«Афиша»

Хозяйка анкеты из заглавия пьесы — это школьница, расспрашивающая понравившегося ей мальчика о любимом актере, стихотворении и первом поцелуе. Ответы она записывает в тонкую тетрадку и вся светится счастьем, когда своим любимым фруктом он называет ананас. На вид мальчику лет тридцать с небольшим, он носит очки и служит статским советником. Женщина немного моложе его, однако уже успела потерять мужа-генерала. Знакомство происходит во время спиритического сеанса, а разговаривают между собой их души. Когда же он подходит к концу, гости, среди которых старая сводница с механической собакой, воинственно настроенный адъютант, поэт и тот самый советник, прощаются и расходятся. Дальше — короткая и блестяще поставленная кульминация: отчеканивая каждое движение, вдова (Светланы Дикаанидас) медленно берет прозрачный магический камень, размахивается и вдребезги разбивает им стеклянный буфет. С этого момента реальность окончательно запутывается в видениях, герои рассказывают, что делали друг у друга в снах. «Путаются», в конце концов, и сами тексты драматурга Вячеслава Дурненкова: финалом спектакля режиссер Алексей Левинский поставил эпизод из совсем другой пьесы — «Мир молится за меня».

Левинского хорошо знают те, кто часто бывает в театре «Около дома Станиславского». Там он играет в нескольких постановках своего друга и единомышленника Юрия Погребничко. Меньше Левинский известен как основатель студии «Театр», где актеры-любители играют Чехова и Беккета. В том же ряду для него стоит и тольяттинец Дурненков, чей «Голубой вагон» идет в студии Левинского в паре с «Балаганчиком» Блока. И чем прихотливей развивается сюжет «Хозяйки анкеты», чем чаще она напоминает драматургию абсурда, тем уверенней становятся режиссерские приемы Левинского. Оказывается, что в его случае одно с другим связано крепко-накрепко. В сюжете смысла нет, но в чем-то он должен быть? Для Левинского — в самих театральных приемах. Вроде той же сцены отчаянного порыва с камнем, где жесты выверены настолько, что ничего эмоционального в них не остается, а есть лишь математически точное выражение разочарования. В последней сцене «Хозяйки анкеты» авантюристы разыгрывают перед пришедшим к ним за «смыслом» пареньком целый спектакль с единственной целью — надуть его. То же происходит и со зрителями. Пришли за смыслом? Держите карман шире. Пришли за театром? Тогда следите в оба.

Елена Ковальская, 3.04.2007