Страницы:

1 | 2 | 3


<< Алексей Левинский

«ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г.

http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1

Вот спектакль для зрителей, уставших от двадцатых-тридцатых вариантов «Дяди Лира» и «Короля Вани». В какой-то момент у театрала возникает сильное желание смотреть спектакль и НЕ ЗНАТЬ, кто появится на сцене в следующий момент, что и как скажут в следующем эпизоде.

И дело даже не в том, чтобы пьеса была поставлена в первый раз. Многие новые пьесы так предсказуемы — определил с первой сцены, что пьеса «чернушная» или «биографическая» или «коммерческая» и дальнейшие повороты сюжета более менее ясны. Пьесы Дурненкова «Хозяйка анкеты» и «Смысл жизни» не таковы. Там царит непредсказуемость — только привыкнешь к прозе, заговорят стихами, из девятнадцатого века прыгнут в двадцать первый, взрослые превратятся в школьников, изящный монолог закончится матюком. И оказывается, что такому пестрому тексту лучше всего подходит именно минималистическая (бедная, но чистая как слеза) режиссура Левинского, без малейшего нажима. Такому режиссеру со своими актерами действительно под силу разыграть что угодно, хоть телефонную книгу.

Левинский возвращается к первооснове, к первоэлементам театра. При таком лабораторном подходе броские режиссерские эффекты, содержательная нагрузка оказываются лишними и безжалостно отсекаются, отсекается все что мешает чистой игре, связывает, не дает свободно парить и перемещаться по ссылкам в многомерном театральном пространстве вместе с извилистой мыслью драматурга, не считающейся с законами земного тяготения, правдоподобия. Спектакль скользит ни за что не цепляясь. Остаётся равно свободным и от пафоса классических «поисков смысла жизни» и от иронии «бегства от смыслов в постмодернинстскую игру». И равно причастным и тому и другому.

Ссылки на конкретное — на классику, на школьные воспоминания, на современную реальность «разводки лохов» — легки и не ненавязчивы. А общее — первоосновы — проявляются четко. Например, обратил внимания, что четверо мужчин гости хозяйки представляют четыре маски или четыре классических темперамента. Холерик (Владимир Мурашов), меланхолик (А. Попов), флегматик (С. Власенко), сангвиник (А. Калашников). Остальные персонажи «Хозяйки анкеты» также архетипичны. Женщина из общества — «вечная невеста» (в данном случае вдова, М. Жукова), женщина из народа — «вечная сваха» (гоголевско-лесковская — Л. Шубина) и «вечный слуга» Фирс-Захар-Степан (В. Зотов). Вторая пьеса построена на классическом сюжете комедии масок — «обман обманщика». Пьеро (лох-меланхолик-неврастеник) оказывается милицАнером и оставляет Коломбину (Н. Борисова) и Арлекина (А. Ковалев) в дураках. При желании можно зацепиться за это, как за метафору и развить то, что предложено, но не развито драматургом и режиссером. Первые слова спектакля «Я арендую помещения, с которых съехали жильцы, а новые еще не появились» можно понять, как взгляд Дурненкова и Левинского на современный театр, на современную культуру, да и на культуру вообще — пустое пространство, населенное незримыми тенями прошлых жильцов и фантазией зрителя. Это же мы зрители, как тот лох-неврастеник, приходим в театр в поисках «смысла жизни», а встречаем там не Учителя и психотерапевта, а шарлатанов (актеров и клоунов).

Ну а в финале Левинский посылает привет театру ОКОЛО, та же песня про контрабандистов звучит и в последней премьере Погребничко «Старый, забытый?». Только там смешнее поют — «с КОнтра-бандОй караван» (в ермоловском пытаются спеть с правильным ударением «с контрабАндой караван»).

Лев Семёркин, 27.03.2007