<< БСЭ /Большая Советская Энциклопедия/

БСЭ/Большая Советская Энциклопедия

рецензия Нэлли Бикбаевой

«Афиша»

В некоторых театрах актеры натужно ищут человека (со свечой или без, как у кого получается), в некоторых спектаклях режиссеры истово реализовывают свои амбиции (часто за счет авторского текста, правда, иногда это идет на пользу исходному материалу). Театральное пространство «БСЭ» (спектакль идет для 20 человек, свободных мест в небольшом зале на премьерном показе не оказалось) демонстрирует нарочитый отказ как от первого, так и от второго. Здесь принципиальной становится констатация нелицеприятного и возможность обретения подлинного. Казалось бы, вот тот случай, когда уже сам благодатный материал в потенциале дает беспроигрышный отклик у зрителя — как не сыграй, как не срежиссируй — текст все равно подкупит, вызовет «нужные эмоции» у зрителя, в общем, даст ощущение «некоего пережитого события». Недавно написанная пьеса Николая Коляды играется, кстати, и в его Коляда-театре (г.Екатеринбург). Московский театр «Около» предлагает свою версию, более камерную по времени (час десять околотеатровцев против два часа 30 минут с одним антрактом у екатеринбуржцев) и во многом иную по сценическому решению. «Спектакль негромкий, тихий, в нём всё строится лишь на актёрах, их мастерстве и умении» — читаем в описании спектакля екатеринбуржцев (см.сайт Коляда-театр). В театре «ОКОЛО дома Станиславского» три актера (один из который сам режиссер спектакля — Ольга Бешуля http://www.okolo.ru/person/actors/bechyla/ — персонаж Вера) существуют в пространстве как раз звуковом! звук может быть и не оглушающим внешне, но внутренне может разорвать Вам сердце (при наличии, конечно, определенной душевной чувствительности). Звук для Ольги — один из полноценных участников действа, это невидимый актер, ведущий определенную драматургическую линию. Он четок в выставлении вердиктов, непреклонен в характеристике персонажа и продолжает высказывание там, где слово, уже сошедшее с губ, потерялось в зрителе. Хлопок, страниц тома БСЭ, шумный выдох, звук открывающейся крышки чемодана, мерный звук шагов Веры, шуршание свадебного платья, скрип двери, звонок в дверь, пронзающий слух, звук фортепианных наигрышей-воспоминаний Вики и беспорядочно, неуверенно набранных нот в произвольном порядке, одиноко вопросительно затухающих в тишине под пальцами Артема. В крошечном пространстве комнатенки старушки «метр-на два», выстроенной Ольгой Бешуля, меньше разбросанности в деталях, реквизит «скромнее», чем в сценическом пространстве аналогичного спектакля в Коляда-театре, но он по-своему интонационно продуман и тщательно концептуально выверен. Другая манера, другой подход, другое пространство. Не лучше и не хуже екатеринбургского, просто свое, выстраданное по-своему. Даже многочисленные тома БСЭ разложены иначе. У екатеринбуржцев стоят определенной стопкой, ровно, как прямолинейность Вики. Здесь же, они сложены в стопки-пирамиды, как мавзолей знанию определенного периода времени? Чемодан, который стоит в центре сцены, так и не будет открыт — черный, как тайное, возможно самое нелицеприятное в человеке, а возможно, символизирующее саму смерть, погребение (не даром Вера в страхе запрещает открывать его Вике и Артему, со словами — «нет, нет, нельзя открывать!»). На нем сначала стоит коньяк и хлеб — поминальная трапеза, потом, в конце спектакля, молча герои ставят на него томик БСЭ, спички и «бирюлики» (бриллианты старушки). Да, это определенный жест в сторону зрителя — сделай свой выбор, согласуя со своей душой. Что ты выберешь, какую свою правду, свою подлинность — сухое всезнание, материальные блага или «спички Бога», как символ необъяснимой ВЕРЫ в Высшее провидение? В спектакле Ольги Бешуля зритель видит комнату «среднестатического» человека преклонных лет, большая часть жизни которого пришлась на советскую эпоху. Поэтому и домашний уклад, выраженный здесь в деталях интерьера, в какой-то степени отражает привычную повседневность тех лет. Комната, как отражение жизненного мира эпохи. Но отрадно, что режиссер не пошел по пути достаточно легкому и коньюнктурному — паразитировании на советском, «модная» тема не стала определяющей, она только легким штрихом отсылает ко времени, в котором жила упокоившаяся старушка, не более того. Спектакль вообще не про советское. Скорее про Человека, про его страсти, про поиск подлинного — во вне, в себе, в другом. Если подобрать одно слово, которым определить спектакль, т.е. что является смысловым стержнем, им бы стало — ПОТЕРЯННОСТЬ. Найти опору внутреннюю — возможно ли? в ЧЕМ? каждый из трех актеров ищет по-своему. Вика видит выход в бриллиантах — они приведут к новой жизни, дадут ощущение женской состоятельности, значимости, она уедет куда-то туда, в другую страну, в другую жизнь! Возможно она и найдет там СВОЙ рай, зритель не узнает… она просто исчезнет со сцены, захлопнув дверь. Вера же ищет Человека, ее потерянность — это потеря ВЕРЫ в человека. Найдет его, Артема, передаст ему свою веру, в спички Бога, в «звездное небо над нами», в «свое кино после смерти, которое каждому крутит Боженька». И только, пожалуй, самые значительные метаморфозы произойдут с Артемом. То ли проникновенная, интересная игра Веры-Ольги, то ли драматургия пьесы Николая Коляды изначально убедительна, но личная потерянность Артема, превратившаяся в череду поиска и разочарования в любви, переходит в катарсическое обретение ранее им немыслимого. Что же, иногда стоит пройти этот трагикомический путь, чтобы обрести нечто подлинное.

, 12.01.2014