25 декабря у
Наталии Поздняковой юбилейная дата: 60 лет. При этом 45 лет отдано театру.
Пятнадцатилетним подростком она пришла в театральную студию Дворца пионеров в Текстильщиках, созданную Вячеславом Спесивцевым, и начала осваивать разные театральные специальности. Играла практически во всех спектаклях Спесивцева. А еще училась шить костюмы, делать реквизит и декорации. А когда Спесивцев получил здание в Вознесенском переулке, где и по сей день существует театр ОКОЛО – пришлось носить кирпичи и штукатурить стены. Это была серьезная театральная и жизненная школа, но к ней необходимо было еще и профессиональное образование, и в 1980 г. при Театре-студии на Красной Пресне был набран актерский курс ГИТИСа. В 1985 г. Наталия Позднякова получила диплом актрисы театра и кино и осталась в труппе того же театра (до 1989 года Театр носил название Молодежного на Красной Пресне). В театре менялся художественный руководитель, менялся статус (из театра-студии при МГК ВЛКСМ – в городской театр), но Наталия Позднякова всегда была верна одному-единственному театру.
У Поздняковой яркие внешние данные, абсолютная органичность и талант несколькими мазками создать полновесный образ. Она запоминается даже в небольшом эпизоде, народ узнает ее на улицах и в метро. Почти сразу ее стали приглашать сниматься. Она работала с крупными режиссерами: Алексеем Германом, Геннадием Полокой, Петром Тодоровским, Георгием Юнгвальд-Хилькевичем и другими. Снялась в 112 картинах, среди них «Искусство жить в Одессе» по рассказам Исаака Бабеля, «Узник замка Иф» по роману Александра Дюма, голливудская «Полицейская академия», российские сериалы «Клетка», «Дурная кровь», «Молодежка», «Личная жизнь следователя Савельева», «Галина» и многие др.
Театральные роли актрисы построены на ее редкой индивидуальности. В первой же постановке
Юрия Погребничко — «Отчего застрелился Константин?» по пьесе Чехова «Чайка» —
Позднякова сыграла Полину Андреевну, несчастную со своим грубым мужем и обнадеженную случайной давней лаской доктора Дорна. Она комична в своих притязаниях и вызывает недоумение и жалость. Обиженное лицо Полины Андреевны было столь выразительно, что стало основой плаката к спектаклю. Другая чеховская роль — Раневская в последнем акте «Вишневого сада» (режиссер
Юрий Погребничко). В «Женитьбе» Гоголя Погребничко дал ей сочную роль свахи Феклы Ивановны. В
«Игроках» того же автора (режиссер
Алексей Левинский) актриса играет Кругеля, то ли мужчину, то ли женщину – бесполое и бессовестное существо. Надо сказать, что без участия
Поздняковой не обходится ни одна постановка Алексея
Левинского в театре ОКОЛО. В двух его спектаклях по пьесам Сэмюеля Беккета:
«Конец игры» и
«Про всех падающих» Позднякова играет трагическую беспомощность старости, когда уже нет сил, но еще жива сердечная привязанность. Играет она Старушку и в детском спектакле
«Муми-тролль и комета» (режиссер Елена Бабаева).
Во всех работах актрисы ощутимо присущее ей комическое дарование, умение посмотреть на своих героинь не только с сочувствием, но и с улыбкой. Голос Поздняковой можно услышать на радио, она записывает спектакли. Будучи человеком очень дисциплинированным, умудряется сочетать работу в театре с интенсивными съемками в кино и на телевидении, при этом никогда не подводит ни театр, ни съемочную группу. У нее особое отношение к театральному процессу: и на спектакль, и на репетицию Позднякова приходит заранее, за несколько часов, чтобы быть полностью готовой. Так делали старые артисты, теперь это редкостный пример служения Театру.