Кононенко повезло: он рано встретил своего режиссера Юрия Погребничко, создал с ним свой театр и проработал до самого своего конца. Он умер 20 лет назад и было ему всего 57.
Два Юрия сошлись студентами Иркутского политеха. Оба ходили в театральную студию. И когда в Иркутск приехали ленинградские педагоги из ЛГИТМиКа отсматривать молодежь, Кононенко потянул на показ своего приятеля Погребничко. Он знал, что мастерскую сценографов в Ленинграде набирает не кто-нибудь, а сам Николай Павлович Акимов. Вот у кого он хотел учиться! Оба Юрия, удачно показавшись, получили добро и двинули в Питер. Погребничко – учиться на режиссера, Кононенко – на художника театра.
У Акимова Кононенко стал любимым учеником. Жил бедно и голодно, но жадно учился, переваривая всё, что давали для профессии Учитель и Город. В классе Акимов в первую голову обращался к нему. Но через год Мастер решил оставить курс. Поняв, что больше учиться не у кого, Кононенко бросил учебу и уехал из холодного, блестящего Ленинграда. К 25-ти годам он был уже сформировавшимся художником.
Работал жадно, используя всё, что попадало под руку, даже обратную сторону рулона обоев. Но разве станковая живопись может прокормить молодого художника без имени! Заработка ради устраивался на службу, но больше месяца нигде не задерживался. Где ему было хорошо, так это в Новокузнецком театре и в художественной школе Новосибирского академгородка. В академгородке он преподавал, дети рисовали, он тоже. Ему давали бумагу, краски, все необходимое. Дети были разные, главное — учились не по принуждению, а из интереса. Он с ними разговаривал: «У каждого свои штучки. У вас – свои, у меня – свои. Вам кажется, что ваши штучки важнее. А мне – что мои». И дети всё понимали, лучше всяких начальников.
Но лучше всех его понимал Погребничко. Они делали вместе все спектакли, в каких городах ни приходилось ставить: в Шахтах, Новокузнецке, Брянске, Петропавловске-Камчатском. Самым громким, ставшим легендой стали «Три сестры» в театре на Таганке. Шок вызвало, что в спектакле открывалась стена театра и публика видела реальную улицу, на которой играл военный духовой оркестр и светились церковные купола.
Потом они еще ставили эту пьесу – в Камчатском драматическом. У них с Погребничко было несколько любимых названий, к которым они всю жизнь возвращались: «Лес» Островского, пьесы Чехова, «Старший сын» Вампилова. Они не повторяли спектакли — ставили каждый раз по-новому, учитывая акценты Времени и возможности труппы…
Век Кононенко прожил не длинный, но до признания дожил. Каждая выставка его работ – Событие.
Личный сайт художника.