Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


«Сцены из деревенской жизни («Дядя Ваня»)»
Серебряков — Алексей Левинский

С песней по жизни

ИТОГИ

В театре «Около дома Станиславского» выпустили спектакль «Старый, забытый…»
На афише значится в скобках еще и подзаголовок — «Поздравление с днем рождения». Чей день рождения празднуют — большой вопрос. То ли 3-го курса Щукинского училища, руководит которым Юрий Погребничко, студенты этого курса в спектакле играют. То ли самого Погребничко. То ли страны, которую мы потеряли. Потому что речь, как это часто у режиссера бывает, как раз именно о ней. Точнее, о людях, в ней живших. На дне рождения ведь как бывает — речи обрывисты, реплики порхают совершенно необязательные, случайные, а еще поют песни, чаще хором, иногда соло. Не скажу, что так происходит и сейчас, но в те прошлые, советские времена было именно так. О том и поставлено. Песни на этих сборищах пелись самые любимые, те, которые что-то значили в твоей жизни. Они и звучат в спектакле, который называется «Старый, забытый…».

Конечно, это больше похоже на концерт, чем на спектакль в обычном смысле слова. Нет пьесы или того, чем иногда ее заменяют. Вообще почти нет текста, так, отдельные странные реплики время от времени звучат из мало кому ведомого романа Евгения Шифферса «Смертию смерть поправ», что-то из чеховской «Чайки», что-то из Сергея Довлатова. Одна из девочек вдруг, неподдельно страдая, вскрикивает: «Если Горбачева снимут, я не переживу». Так, надо понимать, волновалась по поводу путча русская эмиграция в Америке. Какие-то ужасно наивные, чистые, трогательные люди жили еще совсем недавно. Погребничко о них помнит, никак не может с ними расстаться, то и дело выпуская на сцену то в одном, то в другом спектакле. В этом смысле «Старый, забытый…» идет, что называется, вслед, ничем новым не выделяясь. Ну вот разве что играют в нем дети. И это самое в нем важное. Совсем молоденькие ребята узнают здесь своих — даже не родителей — бабушек и дедушек. Они так подробно и так нежно вживаются в их, скажем так, оболочку, что любо-дорого смотреть. Одежда, прическа, привычки, движения — все как было когда-то. Но ведь и чувства те самые, простые и наивные, проживаются на удивление точно.

Они выходят все вместе и выстраиваются в хор. Выглядят как герои старых кинофильмов. Тогда ведь очень хотелось им подражать. Девочки старались одеваться, как Светлана Светличная или Валентина Теличкина, мальчики подражали Николаю Рыбникову и Вячеславу Тихонову. Вот и тут — юбки колоколом, прически «бабетты», сапоги и заломленные фуражки (усилия художника Надежды Бахваловой). Ну и, конечно, песни. Прелесть что за песни (отдельное спасибо актрисе и хормейстеру Наталье Рожковой). «С одесского кичмана», «Вернись в Сорренто», «Я шагаю по Москве»… Или вот — «Когда весна придет, не знаю» из кинофильма «Весна на Заречной улице». Тут-то и вышел актер Валерий Прохоров, человек, прямо скажем, немолодой. Посидел на стульчике, послушал — это ведь о нем, и ну давай пританцовывать. Ничего не наиграл, а от лица его оторваться трудно. «Нежность» Пахмутовой поют трогательно-трогательно, а в это время Прохоров с одним из мальчиков езду в машине изображают. Он за Доронину к плечу водителя привалился, мальчик за Ефремова воображаемый руль крутит. Битловскую Yesterday когда-то заучивали со слуха, а потому милая, старательная девочка отчаянно выводит: yes to day. Смешно, знаете ли, до слез. Конечно, все это чуть-чуть гротеск, но любви здесь, поверьте, через край. В этом-то и прелесть.

, 20.11.2006