Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


«Сцены из деревенской жизни («Дядя Ваня»)»
Серебряков — Алексей Левинский

Русское поле эксперимента

Юрий Погребничко поставил на малой сцене театра «ОКОЛО» частную историю из романа Достоевского «Бесы»

Time out Москва

Троим сотрудникам сыскной конторы досталось непростое дело. Труп мужчины на голом дощатом полу, обведенный мелом по контуру, несколько клочков бумаги, исписанной мелким почерком, и ни одного аргумента против того, что перед ними рядовое самоубийство.

В бедно убранную комнату размером три на четыре метра войдут дворники (Юрий Погребничко и Алексей Левинский) и уволокут тело. По книге, к этому моменту между несчастным Кирилловым и дьяволом Верховенским уже произойдет все важное- от взаимной ненависти и подстрекательства к суициду до делового соглашения. Поэтому неписаному договору Кириллов обязуется перед смертью взять на себя преступления, совершенные членами подпольного кружка.

Все «мерзости» самоубийца брезгливо подпишет по-французски, истерически длинной фразой, вынесенной режиссером в заголовок спектакля: «Русский дворянин-семинарист и гражданин цивилизованного мира». Верховенский выйдет за дверь, чтобы не мешать, а через несколько минут, не услышав обещанного выстрела, в раздражении вернется в комнату. А дальше все будет как в дурном сне: почти пустая комната, между шкафом и стеной, в углу, — человек с белым лицом. Достоевский — мастер саспенса; у Погребничко страх передается без единого крика или истерики.
Пустая комната, шкаф, в углу- человек с белым лицом.

Такого блестящего формализма, как в «Русском дворянине...»,не увидеть больше ни в одном московском театре. Сухое и слегка ироническое отстранение, скромные перемены ролей (Константин Желдин, Сергей Каплунов и Юрий Павлов играют по несколько ролей, а Лика Добрянскаяи Татьяна Лосева — еще и двоих мужчин) и минимум текста. Невидимый секретарь печатает на машинке:"Дело №…; действующие лица…"Эти титры и классическое затемнение между сценами придают происходящему оттенок протокольности. Но предмет расследования — смерть странного жильца, одержимого идеей, что «себя убить — это волю показать над собой и над Богом», — протоколу не поддается. На несовпадении жесткой структуры и непостижимого, но глубоко личного содержания и построен фокус нового спектакля Юрия Погребничко. Туг не сотрясается воздух, сложное на секунду кажется простым и всего дважды меняется оптика — после антракта станок со зрительскими креслами отъезжает далеко назад и превращает крупный план в общий. Хорошо одетые мужчины в дорогих ботинках полистают потрепанную папку (дело Кириллова), помолчат. Остается перекурить у окна, через которое видна морозная Москва, и вернуться к своим прямым обязанностям. Вот уж действительно — в доме повешенного не говорят…

Кристина Матвиенко, 13.03.2006