Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


«Сцены из деревенской жизни («Дядя Ваня»)»
Серебряков — Алексей Левинский

Быть Алексеем Кирилловым

МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ

Нынешний февраль вполне можно назвать «месяцем Достоевского» на театре. Премьеры по его произведениям готовят Кама Гинкас в МТЮЗе и Павел Сафонов в «Театральном товариществе 814». Но первым оказался Юрий Погребничко, выпустивший в своем театре «Около дома Станиславского» необычную версию «Бесов».

Режиссер не стремился воплотить на сцене весь роман. Тщательному препарированию подверглась одна из самых таинственных и мрачных линий — жизнь и смерть инженера Кириллова. Действо получилось строгое, графичное, непростое для эмоционального восприятия, но от этого притягательное, побуждающее разгадывать предложенные ребусы. Поначалу невозможно догадаться, что речь идет о «Бесах»: спектакль носит длинное название «Русский дворянин-семинарист и гражданин цивилизованного мира» и подзаголовок «расследование одного странного самоубийства», а среди перечисленных в программке персонажей — ни одной фамилии из романа, только пять «сотрудников конторы» (трое мужчин и две женщины) и два «дворника». Именно эти «служители метлы и лопаты» (их сыграли сам Погребничко и Алексей Левинский) в самом начале действия вынесут на носилках скорчившуюся в углу тряпичную куклу, изображающую тело самоубийцы, а в финале положат ее на прежнее место. А заодно разыграют между собой самую пронзительную сцену Кириллова и Петруши Верховенского — последний разговор перед роковым выстрелом. Остальные сцены отданы на откуп «конторщикам» — невозмутимым господам в лаковых штиблетах и белоснежных воротничках. Постепенно через скупые слова протоколов прорываются бешеные страсти этой истории. Как всегда у Погребничко, интонации предельно отстраненны, а мизансцены статичны и по-живописному красивы. Режиссер придумал интересную игру со временем. В первом акте в горячечном ритме проносятся ключевые сцены, обозначающие жизнь гордого, помешанного на идее «сверхсамоубийства» Кириллова. Второй акт оказывается растянутой почти до бесконечности последней минутой героя между бытием и небытием. Тщательно, до головокружения, актеры и режиссер показывают молниеносные скачки от безумия к предельной ясности сознания, от всепоглощающего страха к величию. Постепенно подводя нас к страшному пониманию природы человеческого сознания, всех сокрытых бездн. Где обитают бесы — у каждого свои.

Алиса Никольская