© Михаил Гутерман «МАЛЫШ и К. » Дядя Юлиус —
Иван Сигорских Фрекен Бок —
Элен Касьяник Карлсон —
Алексей Сидоров
| Быть Алексеем КирилловымМОСКОВСКИЕ НОВОСТИ Нынешний февраль вполне можно назвать «месяцем Достоевского» на театре. Премьеры по его произведениям готовят Кама Гинкас в МТЮЗе и Павел Сафонов в «Театральном товариществе 814». Но первым оказался Юрий Погребничко, выпустивший в своем театре «Около дома Станиславского» необычную версию «Бесов».
Режиссер не стремился воплотить на сцене весь роман. Тщательному препарированию подверглась одна из самых таинственных и мрачных линий — жизнь и смерть инженера Кириллова. Действо получилось строгое, графичное, непростое для эмоционального восприятия, но от этого притягательное, побуждающее разгадывать предложенные ребусы. Поначалу невозможно догадаться, что речь идет о «Бесах»: спектакль носит длинное название «Русский дворянин-семинарист и гражданин цивилизованного мира» и подзаголовок «расследование одного странного самоубийства», а среди перечисленных в программке персонажей — ни одной фамилии из романа, только пять «сотрудников конторы» (трое мужчин и две женщины) и два «дворника». Именно эти «служители метлы и лопаты» (их сыграли сам Погребничко и Алексей Левинский) в самом начале действия вынесут на носилках скорчившуюся в углу тряпичную куклу, изображающую тело самоубийцы, а в финале положат ее на прежнее место. А заодно разыграют между собой самую пронзительную сцену Кириллова и Петруши Верховенского — последний разговор перед роковым выстрелом. Остальные сцены отданы на откуп «конторщикам» — невозмутимым господам в лаковых штиблетах и белоснежных воротничках. Постепенно через скупые слова протоколов прорываются бешеные страсти этой истории. Как всегда у Погребничко, интонации предельно отстраненны, а мизансцены статичны и по-живописному красивы. Режиссер придумал интересную игру со временем. В первом акте в горячечном ритме проносятся ключевые сцены, обозначающие жизнь гордого, помешанного на идее «сверхсамоубийства» Кириллова. Второй акт оказывается растянутой почти до бесконечности последней минутой героя между бытием и небытием. Тщательно, до головокружения, актеры и режиссер показывают молниеносные скачки от безумия к предельной ясности сознания, от всепоглощающего страха к величию. Постепенно подводя нас к страшному пониманию природы человеческого сознания, всех сокрытых бездн. Где обитают бесы — у каждого свои.
Алиса Никольская
- Жестокий романтик, Дина Годер, Итоги, № 21, [22.05.2000]
- Маленькое волшебство на маленькой сцене, Алексей Филиппов, Известия, [20.04.2000]
- МАГАДАН. Театр ОКОЛО, Ольга Богомолова
- Оклик, Нина Чугунова
- Около дома Станиславского, The Vanderlust
- ЧЕВЕНГУР. ПРЕМЬЕРА, http://tvkultura.ru
- Спектакли нашего театра на портале Культура.рф, culture.ru
- ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ… К ЮРИЮ ПОГРЕБНИЧКО, Юрий Фридштейн, Планета Красота
- "Театры оправдание жизни мэра города", TimeOut № 25 29 июня-5 июля 2009 года
- Театр «Около дома Станиславского» эмигрирует в Париж, TimeOut
- Муми-тролль и комета, Ваш досуг
- Поколение дворников и сторожей
- Что наша жизнь? Игра, Наталия Каминская
- Быть Алексеем Кирилловым, Алиса Никольская, МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
- Веселая и нежная, Александр Соколянский
- Валенки и ушанки, валенки и каблучки, Геннадий Демин, Культура
- Непрерывное воскрешение, Геннадий Демин, Российские вести
- Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
|