© Михаил Гутерман | Из отзывов о спектаклеТеатральная жизнь, № 3, 2004 «… Писать об ОКОЛО — мука мученическая … начинаешь писать о нём, а заканчиваешь о себе … Время — единственное, что вне нас не существует. Тут Погребничко, пожалуй, ещё убеждённее А. Введенского. В его театре существуют сразу все времена, живут все воспоминания и даже фантомные боли. Времена спрессованы в идеальные образы и типичные штампы, с которыми и ведётся игра. Игра насквозь иронична. Иронична даже к своей иронии. ..» — Наталья Казьмина, «Сюжеты ОКОЛО», ж-л Театральная жизнь, № 3, 2004 г. «… Что-то этот режиссёр затрагивает в душе такое, о чём и сам порой не догадываешься …» «… Петрушевская призналась, что за все эти годы лучшей постановки ей видеть не доводилось… » «… Теперь в тексте Петрушевской слышится что-то чеховское, льется печальная и светлая мелодия жизни, жутко нескладной, но нашей и даже любимой… А на душе между тем светло и тихо, как в музее… … у Погребничко — элегия, ностальгический эскиз о том, как это не прошло… » «… Безысходные пьесы Петрушевской имеют не грубую, а весёлую и нежную психею: кто это понимал, всегда выигрывал… Это один из лучших спектаклей московского сезона и, пожалуй, самый весёлый…» ? « … в забавном театре Погребничко бывают минуты такой страшной и мучительной серьёзности, такой полноты персонажного существования, что зрителю становится не по себе… » «Лестничная клетка» — классический вариант театра Погребничко… его эстетики и иронии, смешанной с надеждой… Это Погребничко в лучшем своём виде, но как будто согретый женской мечтательной интонацией и обжитый трогательными деталями…" «История постановки этой пьесы вкратце такова: мы ее брали в работу в 83 году, работая в театре камчатском, и в 92-м или 93-м, уже в театре ОКОЛО. .. Но что-то не получалось… Сейчас уже даже трудно вспомнить причины, почему не получалась эта работа…. Возможно, потому, что мы, как я теперь понимаю, тогда содержали в себе некий внутренний конфликт, а именно, реакцию на действительность советского времени, в котором мы жили… Пожалуй, это было отрицание той действительности, пусть скрытое. Отрицание той реальности, в которой мы существовали… Так вот эта некая агрессивность, несогласие, похоже, и мешала услышать текст уже тогда… То же, похоже, случилось и во второй раз, когда мы обратились к этой пьесе. Тоже был конфликт… Хотя, тогда уже произошли изменения и чужое время уже было оставлено где-то там и наступало какое-то другое время… А вот сейчас уже, при обращении в третий раз, нами было обнаружено, спустя столько лет, что, собственно говоря, то, с чем был конфликт — это была наша собственная жизнь… И теперь этот конфликт, эта некая агрессия, или недовольство, они трансформировались в приятие, в ощущение ценности того времени. Времени твоей личной жизни, независимо от того, какие были события. .. Многие люди сейчас со слезами вспоминают те года… То есть оказывается, что если бы человек, я имею в виду актёра, всегда, каждое мгновение был способен воспринимать жизнь, как ценность, дар, который он получил, может быть, еще не выяснив от кого, то может быть рождались бы спектакли, в которых можно было бы испытывать к персонажу просто любовь. Просто ценить его только за то, что он был … Был… Сейчас, уже в третьем подходе к этой пьесе, двадцать лет, мы совершенно уже не помнили ни той действительности, ни той своей агрессии. .. Мы воспринимали текст пьесы с таким нежным чувством, с симпатией и очень хотели, чтобы те люди, которые тогда жили, были просто героями… Нам стала понятна ценность их жизни, как и нашей собственной в то время… Вот это, пожалуй, и побудило нас еще раз взяться за эту пьесу. Другого интереса, в общем-то, не было… Просто отдать должное чувствам, что всё было совершенно не так, как мы тогда чувствовали, а так, как мы сейчас об этом времени вспоминаем: с нежностью к нему и его персонажам. Ну вот, пожалуй, и всё… »
— Вы думаете, что это кто-то будет читать? — осторожно спросила Лиля. (из разговора с Лилией Загорской) Наталья Казьмина, 03.2004
- Из отзывов о спектакле, Наталья Казьмина, Театральная жизнь, № 3, 2004, [03.2004]
- ГЛОТОК «ЧИНЗАНО» В ТЕАТРАЛЬНОЙ КУХНЕ, Людмила Петрушевская, Новая газета, [9.12.2003]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- Юрий Погребничко, странник и гусар, Наталья Казьмина, [28.11.2002]
- Сеансы для эстетов и невежд, Наталья Казьмина, Культура, [28.11.2002]
- Ночи Кабирии в парке Чаир, Алена Солнцева, Время новостей, [14.11.2002]
- Проводы любви, Итоги, [21.10.2002]
- Режиссер на обочине, Марина Давыдова, Время новостей, [19.07.2002]
- Дом, которого здесь нет, Юрий Фридштейн, «Литературная газета», 2002, [2002]
- Кондуктор понимает, Дина Годер, Еженедельный журнал, [16.11.2001]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Обратно в СССР, Наталья Казьмина, Независимая газета, [7.06.2000]
|