© Михаил Гутерман «МАЛЫШ и К. » Дядя Юлиус —
Иван Сигорских Фрекен Бок —
Элен Касьяник Карлсон —
Алексей Сидоров
| Белка со свисткомВот уже много лет, практически всю свою режиссерскую жизнь Юрий Погребничко ставит один длинный, бесконечный спектакль. Его герои, как бы они ни назывались в программке — Прозоровы, Сарафановы, Счастливцев-Несчастливцев, Шалтай-Болтай, — все равно похожи друг на друга и на нас с вами совсем недавних, да, впрочем, и теперешних. Тяжелыми канатами и трехдюймовыми гвоздями они привязаны и прибиты к советскому времени, что не мешает им тем не менее витать в каких-то дзэнских эмпиреях — играть и отрешенно улыбаться, действовать и медитировать на ходу. Ни аффектов, ни страстей эти герои не ведают. Кричать и рыдать не умеют. Тонкая ирония и глубокая ностальгия, посюсторонняя озабоченность и потусторонняя беспечность, приметы быта и внебытовая среда — этот очень странный, ни на что не похожий театр мог возникнуть только здесь, в земле временно выпавших из истории и погрузившихся в мифологическое безвременье гиперборейцев.
В отличие от страны Россия — со своим укладом жизни, иерархией ценностей и вообще иерархией — страна эсэсэсэрия превратилась в плавильный котел. В этом котле все перемешалось. Тут бывшие кисейные барышни заговорили на языке шпаны, «уголовные» зеки поднабрались умных слов у «политических», номенклатурный язык стал языком искусства, мат-перемат — неотъемлемой частью интеллигентной речи, бывшие верхи стали жить по законам низов, бывшие низы стали нобилитетом. Здесь стерлась грань между блатной песней и городским романсом. Государство превратилась в казарму. Казарма в страну. Жертвы и палачи оказались взаимозаменяемы. Жизнь усреднилась. Из многослойного пирога она превратилась в мутное варево. Из жизни в смертельный хоровод-водоворот. И в этом хороводе, как перед Богом, все равны. Голый человек на голой земле…
Спектакли Погребничко — это тоже плавильный котел. И все, что попадает в него, — песни «Битлз», книга про Алису, драмы Чехова, пьесы Островского — тоже превращается в некую единую, нерасчленимую театральную субстанцию. Здесь уравнены в правах классика и вчерашний анекдот, цирковой трюк и монолог из «Гамлета», иронический Галич и простодушный ВИА, абсурд Льюиса Кэрролла и абсурд тоталитарного «совка». В душах погребничковских героев, как в Мировой душе из декадентской пьесы Треплева, живет все — они и три сестры, и работницы галантерейного магазина, и актеры, и гусары, и зеки, и бомжи. Вечные странники. Заблудившиеся во времени скитальцы. Они везде чувствуют себя своими и все воспринимают немного вчуже. Им внятно все и все запретно. Они никто и все на свете. Да что там социальное положение — у Погребничко не имеют значения даже пол и возраст. И вот Алексей Левинский (артист с лицом всезнающего еврея и глазами любознательного ребенка) играет девочку Алису, хотя на самом деле, конечно, он играет себя самого, а также самого Погребничко, а также нас с вами, ну и так далее…
В перекличке времен, перекличке культур, перекличке жизней на холодном советском юру (перекличке неизменной, навязчивой, надоедливой даже) проще всего заподозрить постмодернистский релятивизм. На самом деле это парменидовская мудрость. В глубинной сущности ничего не меняется. Все перемешалось, и все осталось как было. Прошлое не ушло — оно растворилось в настоящем. Между нами и ими (за кордоном ли живущими, в стране ли, которую мы потеряли, оставшимися) нет пропасти. Да и вообще никаких пропастей нет.
Сиреневый туман над нами проплывает. Шалтай-Болтай сидит на стене. На фоне Пушкина снимается семейство. Ах, Michelle, ma belle! Будет нам и Чехов, будет и Вампилов. Алиса с щетиной, нары с яствами, Чеширский кот с улыбкой да белка со свистком. Марина Давыдова
- Жестокий романтик, Дина Годер, Итоги, № 21, [22.05.2000]
- Маленькое волшебство на маленькой сцене, Алексей Филиппов, Известия, [20.04.2000]
- МАГАДАН. Театр ОКОЛО, Ольга Богомолова
- Оклик, Нина Чугунова
- Около дома Станиславского, The Vanderlust
- ЧЕВЕНГУР. ПРЕМЬЕРА, http://tvkultura.ru
- Спектакли нашего театра на портале Культура.рф, culture.ru
- ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ… К ЮРИЮ ПОГРЕБНИЧКО, Юрий Фридштейн, Планета Красота
- "Театры оправдание жизни мэра города", TimeOut № 25 29 июня-5 июля 2009 года
- Театр «Около дома Станиславского» эмигрирует в Париж, TimeOut
- Муми-тролль и комета, Ваш досуг
- Поколение дворников и сторожей
- Что наша жизнь? Игра, Наталия Каминская
- Быть Алексеем Кирилловым, Алиса Никольская, МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
- Веселая и нежная, Александр Соколянский
- Валенки и ушанки, валенки и каблучки, Геннадий Демин, Культура
- Непрерывное воскрешение, Геннадий Демин, Российские вести
- Страница, посвященная жизни и творчеству Александра Вампилова
|