Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман
«Русская тоска (Ностальгическое кабаре)»
Микола — Николай Косенко

Погребничко в Стране чудес

«Гамлет», «Три сестры». татаро-монголы, эсэсовки, советские песни и три чеширских кота

Известия

Впервые выдвинутый на «Золотую маску» Юрий Погребничко сразу ее и получил. Причем в номинации «Приз критики». Вскоре после фестиваля в Театре «ОКОЛО» вышла его новая постановка — cпектакль «Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес (по мотивам сказок Льюиса Кэрролла)». Легко догадаться, что здесь будут петь — у Погребничко всегда поют. Но у его спектаклей есть и иные родовые признаки.

Это очень личные истории, и их подлинный главный герой — сам режиссер; то, что он имеет сообщить публике, не связано с четко и последовательно выстроенным сюжетом. Погребничко берет свое всюду: у Чехова и Володина, у Саши Соколова и Булата Окуджавы. И в результате появляются очень трогательные, лиричные, иногда удивительно глубокие спектакли. Режиссер вроде бы говорит о своем, он как будто не пытается умствовать, но в его работе отражается целая эпоха… А бывает и так, что этого не случается и премьеры Погребничко сводятся к тому, за что их любит публика камерного Театра «ОКОЛО»: очарование маленькой, любовно сделанной вещи, теплота, странность, Окуджава, Галич, Саша Соколов.

«Предпоследний концерт…» очаровательный спектакль, но проблемы, свойственные театру Погребничко, видны в нем очень хорошо.

Здешней Алисой стал Алексей Левинский, тонкий артист и замечательный режиссер: седой, сутуловатый, немолодой, обаятельный человек спрашивает обитателей Страны чудес и Зазеркалья, как ему, собственно, попасть домой. Встречающиеся на его пути несуразности печальный странник Алиса принимает без удивления. 

Несуразностей здесь и впрямь достаточно: чеширских котов три — один щеголяет в полевом камуфляже с погонами, второй в пестрой военной форме тридцатых годов, третий в задрипанном пальтеце. Труляля, Траляля и Треска обернулись стройными и подтянутыми эсэсовками; теплую компанию дополняет Мужской квартет: певец во фраке и три страхолюдных татаро-монгола. Полная и улыбчивая Королева Ольги Бешули азартно рубит головы, робкий и благовоспитанный Король Константина Желдина шарахается от сутуловатого Чеширского кота с двумя кубиками в красных петлицах (Валерий Прохоров). С текстом Кэрролла переплетаются «Гамлет» и «Три сестры», татаро-монголы и картинно выпячивающий грудь человек во фраке поют советские песни, в финале появится та, кого они призывали.

На сцену выйдет трогательная и робкая девочка в розовом («ах, эта женщина в окне…»); на милом ребенке и мешковатой Алисе зажгутся простенькие елочные гирлянды, и зал, вдоволь наумилявшийся абсурдистскому и в то же время пленительно домашнему юмору Юрия Погребничко, растрогается окончательно…

Но главного все же не произойдет.

Если бы спектаклю удалось до конца вытянуть свою ноту, если бы режиссер был чуть-чуть точнее, все — и мундирные чеширские коты, и страхолюдные монгольские певуны, и Окуджава, и Саша Соколов — сработали бы так, как это бывает у Погребничко.

Комок в горле, мысли о себе, ощущение того, что спектакль рассказывает о памятном тебе времени, будь то семидесятые, как во «Вчера наступило внезапно», или семидесятые в «Странниках и гусарах»… Но волшебство не состоялось, и сразу стала видна технология — виртуозное (и несколько однообразное) умение рассмешить и растрогать, доведенные до совершенства постановочные приемы. Театр «ОКОЛО» убеждает зрителя в том, что тот пришел не в театр, а в гости: это обжитой и уютный дом, окутывающий публику своей теплой, приветливой аурой. Но главного не произошло, и знающий Погребничко зритель замечает, что здешние амплуа строятся как система повторяющихся из спектакля в спектакль масок, а финалов у «Предпоследнего концерта» три.

В Театре «ОКОЛО» вышел трогательный, теплый и смешной спектакль. Публика, исправно заполняющая его крошечный зал, наверняка полюбит и чеширских котов, и Алису. Но история о смешном и нелепом человеке, заблудившемся в причудливом, состоящем из советских мифов и штампов мирке, не стала тем, чем могла бы стать, милый анекдот не превратился в притчу. Юрий Погребничко наверняка рассчитывал на другой результат — умение умилять и развлекать для него далеко не главное.

Алексей Филиппов, 21.04.2003