© Михаил Гутерман | Погребничко в Стране чудес«Гамлет», «Три сестры». татаро-монголы, эсэсовки, советские песни и три чеширских котаИзвестия Впервые выдвинутый на «Золотую маску» Юрий Погребничко сразу ее и получил. Причем в номинации «Приз критики». Вскоре после фестиваля в Театре «ОКОЛО» вышла его новая постановка — cпектакль «Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес (по мотивам сказок Льюиса Кэрролла)». Легко догадаться, что здесь будут петь — у Погребничко всегда поют. Но у его спектаклей есть и иные родовые признаки.
Это очень личные истории, и их подлинный главный герой — сам режиссер; то, что он имеет сообщить публике, не связано с четко и последовательно выстроенным сюжетом. Погребничко берет свое всюду: у Чехова и Володина, у Саши Соколова и Булата Окуджавы. И в результате появляются очень трогательные, лиричные, иногда удивительно глубокие спектакли. Режиссер вроде бы говорит о своем, он как будто не пытается умствовать, но в его работе отражается целая эпоха… А бывает и так, что этого не случается и премьеры Погребничко сводятся к тому, за что их любит публика камерного Театра «ОКОЛО»: очарование маленькой, любовно сделанной вещи, теплота, странность, Окуджава, Галич, Саша Соколов.
«Предпоследний концерт…» очаровательный спектакль, но проблемы, свойственные театру Погребничко, видны в нем очень хорошо.
Здешней Алисой стал Алексей Левинский, тонкий артист и замечательный режиссер: седой, сутуловатый, немолодой, обаятельный человек спрашивает обитателей Страны чудес и Зазеркалья, как ему, собственно, попасть домой. Встречающиеся на его пути несуразности печальный странник Алиса принимает без удивления.
Несуразностей здесь и впрямь достаточно: чеширских котов три — один щеголяет в полевом камуфляже с погонами, второй в пестрой военной форме тридцатых годов, третий в задрипанном пальтеце. Труляля, Траляля и Треска обернулись стройными и подтянутыми эсэсовками; теплую компанию дополняет Мужской квартет: певец во фраке и три страхолюдных татаро-монгола. Полная и улыбчивая Королева Ольги Бешули азартно рубит головы, робкий и благовоспитанный Король Константина Желдина шарахается от сутуловатого Чеширского кота с двумя кубиками в красных петлицах (Валерий Прохоров). С текстом Кэрролла переплетаются «Гамлет» и «Три сестры», татаро-монголы и картинно выпячивающий грудь человек во фраке поют советские песни, в финале появится та, кого они призывали.
На сцену выйдет трогательная и робкая девочка в розовом («ах, эта женщина в окне…»); на милом ребенке и мешковатой Алисе зажгутся простенькие елочные гирлянды, и зал, вдоволь наумилявшийся абсурдистскому и в то же время пленительно домашнему юмору Юрия Погребничко, растрогается окончательно…
Но главного все же не произойдет.
Если бы спектаклю удалось до конца вытянуть свою ноту, если бы режиссер был чуть-чуть точнее, все — и мундирные чеширские коты, и страхолюдные монгольские певуны, и Окуджава, и Саша Соколов — сработали бы так, как это бывает у Погребничко.
Комок в горле, мысли о себе, ощущение того, что спектакль рассказывает о памятном тебе времени, будь то семидесятые, как во «Вчера наступило внезапно», или семидесятые в «Странниках и гусарах»… Но волшебство не состоялось, и сразу стала видна технология — виртуозное (и несколько однообразное) умение рассмешить и растрогать, доведенные до совершенства постановочные приемы. Театр «ОКОЛО» убеждает зрителя в том, что тот пришел не в театр, а в гости: это обжитой и уютный дом, окутывающий публику своей теплой, приветливой аурой. Но главного не произошло, и знающий Погребничко зритель замечает, что здешние амплуа строятся как система повторяющихся из спектакля в спектакль масок, а финалов у «Предпоследнего концерта» три.
В Театре «ОКОЛО» вышел трогательный, теплый и смешной спектакль. Публика, исправно заполняющая его крошечный зал, наверняка полюбит и чеширских котов, и Алису. Но история о смешном и нелепом человеке, заблудившемся в причудливом, состоящем из советских мифов и штампов мирке, не стала тем, чем могла бы стать, милый анекдот не превратился в притчу. Юрий Погребничко наверняка рассчитывал на другой результат — умение умилять и развлекать для него далеко не главное. Алексей Филиппов, 21.04.2003
- Из отзывов о спектакле, Наталья Казьмина, Театральная жизнь, № 3, 2004, [03.2004]
- ГЛОТОК «ЧИНЗАНО» В ТЕАТРАЛЬНОЙ КУХНЕ, Людмила Петрушевская, Новая газета, [9.12.2003]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- Юрий Погребничко, странник и гусар, Наталья Казьмина, [28.11.2002]
- Сеансы для эстетов и невежд, Наталья Казьмина, Культура, [28.11.2002]
- Ночи Кабирии в парке Чаир, Алена Солнцева, Время новостей, [14.11.2002]
- Проводы любви, Итоги, [21.10.2002]
- Режиссер на обочине, Марина Давыдова, Время новостей, [19.07.2002]
- Дом, которого здесь нет, Юрий Фридштейн, «Литературная газета», 2002, [2002]
- Кондуктор понимает, Дина Годер, Еженедельный журнал, [16.11.2001]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Обратно в СССР, Наталья Казьмина, Независимая газета, [7.06.2000]
|