| «День рождения»Вчера неожиданно попал на спектакль «День рождения» Театра «ОКОЛО дома Станиславского» по пьесе Петрушевской.
Первое чувство: а ведь я эту пьесу уже видел — давно-давно, в перестроечные еще времена, но тогда она называлась иначе — «Чинзано»… вот и здесь эти самые бутылки итальянского вермута — чуть ли не в числе героев действия. Потом я проверю, и выяснится, что пьесы «Чинзано» и «День рождения Смирновой» (в изначальном авторском названии) — «парные». Первая — «мужская», и герои в ней — те самые мужчины, что, в основном, «заочно» фигурируют и во второй. Только вот моё ощущение дежавю навеяно вовсе не столько «парами вермута» над сценой, сколько общей интонацией монологов, диалогов, триалогов и даже кватрологов (если последние два понятия употребимы) в двух этих, давнем и нынешнем, спектаклях.
И тут не могу не сказать, что драматургия Петрушевской именно этим сложна, что, идя за давней традицией Беккета, Ионеско и иже с ними, она, как правило, предлагает нам сюжеты в виде разговоров. На сцене вроде ничего не происходит. Люди пришли и говорят.
О чём? Да о вещах как бы незначительных. Денег не хватает. Ребёнок болеет. Мужики — козлы, но как же без них? (Напомню: речь сейчас о «женской» пьесе диптиха — кстати, в этом можно усмотреть еще одну европейскую традицию, от Милорада Павича с его женскими и мужскими версиями). Словом, о вещах вроде обыденных. Но именно из них складываются личные трагедии, драмы, комедии героев. Над последними, кстати, мне почему-то не хотелось смеяться: нам-то смешно, а им, героиням — самоуверенным или несуразным, пестующим в себе остатки любви или изуверившимся в любви, — им больно.
Эту скрытую, вроде как дурацкую, бессмысленную, но такую, увы, жизнеобразующую боль очень трудно показать, а вернее пересказать в сценических разговорах. У всех трех актрис театра «ОКОЛО» это получилось очень ярко. Три образа на сцене — как бы три модели той, советской женщины, которую русская женщина (как социальный тип, как поэтический, литературный образ) еще нескоро в себе изживёт.
Мне близка тема гендерного конфликта двух вселенных — женской и мужской. О нём, с личных, безусловно мужских позиций, писал я в своей романьоле «Один», которая в том числе и про то, что никто никого никогда не поймет. Особенно мужчина — женщину, а женщина — мужчину.
Людмила Стефановна, личность порой шокирующе многогранная (кто не бывал на её сольных песенных концертах — настоятельно советую), умеет поговорить с нами, зрителями, что называется, с позиций обеих сторон конфликта.
И театр угадал в её «разговорах за жизнь» главное: задавая вопрос, не ждите на него ответа — как быть, что исправит, как помочь… Да никак. И никто. И никому. Искусство не обязано давать ответы. Впрочем, как и жизнь. Константин Исааков, 5.12.2016
- Нездешние чувства, Валерий Бегунов, Клаузура, [2.04.2017]
- Надежды маленький оркестр, Екатерина Нечитайло, Субкультура, [13.03.2017]
- Главное в театре катарсис, Дмитрий Родионов, «Сцена», [25.12.2016]
- Заклинание выстрела, Лидия Тильга, Петербургский театральный журнал, [23.12.2016]
- «День рождения», Константин Исааков, [5.12.2016]
- «Держать ум во аде и не отчаиваться», [10.10.2016]
- Будденовка через два «д», Елена Дьякова, [7.10.2016]
- Унесенные в никуда, Валерий Бегунов, Современная драматургия, [8.09.2016]
- Унесенные в никуда, Валерий Бегунов, Современная драматургия, [8.09.2016]
- Облака плывут в «Магадан», Юрий Богомолов, Современная драматургия № 3 2016, [8.09.2016]
- Уходим завтра в море…, Дмитрий Родионов, «Сцена» № 3, 101, 2016, [6.09.2016]
- На краю земли, Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», [1.09.2016]
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Школа для дураков, The Vanderlust, [10.06.2016]
- СНЕГА КИЛОМЕТРЫ, Наталья Витвицкая, Театрал, [2.06.2016]
- Каждый имеет право быть Карлсоном, «Вечерняя Москва», [17.05.2016]
- «Театр, может, штука и никчемная, но какая-то легкая… Ну как цветы», Алексей Киселев , Афиша Воздух, [24.03.2016]
- Малыш и Ко, Алексей Битов, [1.02.2016]
- Ангел и ученица, Нина Чугунова, Сцена, [30.12.2015]
- ИСКУССТВО ЖИТЬ, Светлана Новикова-Ганелина, [25.12.2015]
|