| «Держать ум во аде и не отчаиваться»«С любимыми не расставайтесь»Спектакль «С любимыми не расставайтесь» объединяет пьесу А. Володина с «Преступлением и наказанием» Ф. Достоевского. Пьеса Володина, а потом и фильм 1980 года, были о любви, и постановка Ю. Погребничко, как и всегда, точно следует авторскому замыслу. В спектакле простая мысль о необходимости беречь любовь выводится на совсем новый уровень осмысления и обобщения реальности, чем то было дано в исходном тексте.
Последние спектакли Юрия Николаевича трогают строгой отточенностью формы. Все действие помещается в один акт. Ясность видения мастера — в предельной чёткости характеристик, сцен и действий, а костюмы и музыка тактично говорят за себя то, что не входит в действие. Это все требует от актеров полного соответствия, чуткости и молниеносности реакции. Синтез воли режиссера и возможностей актеров достигается полностью, и тогда происходит чудо: время действия спектакля, такое короткое, оказывается сжатой пружиной, разворачивающейся в бесконечность проживания. Время, не имеющее конца, на наших глазах становится метафорой любви, которая есть главная составляющая божественного замысла о человеке, и в силу этого в нашем мире она всегда страдающая и всегда «невозможная», всегда вопреки всему.
Драма любви на бесконечно длящемся бракоразводном процессе, демонстрирующем ее гибель, подразумевает и приговор. И тогда мы понимаем, что единственно возможный автор – это Ф. Достоевский. Потому что в «Преступлении и наказании» есть не только тема того, что за убийство жены Свидригайлов уже при жизни получил вечность, подобную пыльной банке с пауками, но и то, что Марфа Петровна возвращается к нему в видениях, потому что любит его.
Не у всякого художника есть феномен позднего творчества. И в искусстве и в науке он отличается тем, что художник способен с абсолютной точностью и, как кажется, легкостью выразить задуманное содержание. Форма дается легко и обладает еще большей емкостью, чем раньше. Как художник сверхъестественной чуткости Юрий Николаевич заставляет свой спектакль говорить о самом главном, что пережило человечество в XX веке – об опыте ада, о длящемся и не прекращающемся «плаче Адама» об утраченном рае. Великий святой XX века, преподобный Силуан Афонский сформулировал, что путь человека в современном мире – это «держать ум во аде и не отчаиваться». Несмотря на то, что гармония практически недостижима, и на платье с кринолином всегда будет накинут ватник и уродливая шапка, человеческое достоинство сохранится и выстоит, пока человек решается на подвиг любви, а режиссер на подвиг творчества.
Лидия Чаковская , 10.10.2016
- Нездешние чувства, Валерий Бегунов, Клаузура, [2.04.2017]
- Надежды маленький оркестр, Екатерина Нечитайло, Субкультура, [13.03.2017]
- Главное в театре катарсис, Дмитрий Родионов, «Сцена», [25.12.2016]
- Заклинание выстрела, Лидия Тильга, Петербургский театральный журнал, [23.12.2016]
- «День рождения», Константин Исааков, [5.12.2016]
- «Держать ум во аде и не отчаиваться», [10.10.2016]
- Будденовка через два «д», Елена Дьякова, [7.10.2016]
- Унесенные в никуда, Валерий Бегунов, Современная драматургия, [8.09.2016]
- Унесенные в никуда, Валерий Бегунов, Современная драматургия, [8.09.2016]
- Облака плывут в «Магадан», Юрий Богомолов, Современная драматургия № 3 2016, [8.09.2016]
- Уходим завтра в море…, Дмитрий Родионов, «Сцена» № 3, 101, 2016, [6.09.2016]
- На краю земли, Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», [1.09.2016]
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Школа для дураков, The Vanderlust, [10.06.2016]
- СНЕГА КИЛОМЕТРЫ, Наталья Витвицкая, Театрал, [2.06.2016]
- Каждый имеет право быть Карлсоном, «Вечерняя Москва», [17.05.2016]
- «Театр, может, штука и никчемная, но какая-то легкая… Ну как цветы», Алексей Киселев , Афиша Воздух, [24.03.2016]
- Малыш и Ко, Алексей Битов, [1.02.2016]
- Ангел и ученица, Нина Чугунова, Сцена, [30.12.2015]
- ИСКУССТВО ЖИТЬ, Светлана Новикова-Ганелина, [25.12.2015]
|