Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман
«Русская тоска (Ностальгическое кабаре)»
Микола — Николай Косенко

Письмо о спектакле «Оккупация»

Уважаемый Юрий Николаевич!

С большим удовольствием пишу вольным стилем свои впечатления о спектакле «Оккупация – милое дело». С рецензией опоздала.

Начну с того, что бывать в Вашем театре всегда интересно. Вы сформировали свою публику, что сегодня – большая редкость, и реакция публика очень искренняя.
Однако о спектакле.

Светлана подарила мне книгу Татьяны Орловой, представляющую эмоциональный поток сознания. Но все же она – не Марсель Пруст и не Вирджиния Вулф.

Вы направили этот поток сознания в русло, придав ему форму, в результате чего получилась пьеса, написанная по всем законам жанра. Это очень важный момент – перевод прозы в драму. И это не всем удается. Вам это, безусловно, удалось. Ваша труппа обладает прекрасными индивидуальностями, и именно на «Оккупации» я окончательно убедилась в этом. Тем не менее, это спектакль одной актрисы –Лилии Загорской, воплотившей мечту Николая Евреинова, в ряде статей размышляющего о том, что есть монодрама. По его мнению, это не обязательно спектакль одного актера. Монодрама в его понимании – это сконцентрированное выражение, в случае Лилии Загорской — выплеск эмоций, интеллекта, словом того, что в философии именуется «Я», и сегодня это производит сверхъестественное впечатление. Дело в том, что большинство столичных актеров мастеровиты и даже очень, но такого раскрытия, такой отдачи я не видела со времен спектаклей Товстоногова. Уже ее первый выход с отрешенным лицом с сумасшедшинкой в глазах и в то же время вполне земной задает тон действию. Клоунесса? Безумица, сбежавшая из психушки? Нет, «наша» советская женщина. И спутницы у нее выразительные. Актрисы Елена Павлова и Татьяна Лосева ей замечательно «аккомпанируют». В общем, страницы жизни послевоенного поколения, рассказанные героиней, которая оказалась отнюдь не сумасшедшей, но блестящим аналитиком советского общества. У актрисы редкий дар. Точно чувствовать и передавать гротеск. Именно в гофмановском понимании. Вокруг много тех, кто действительно воплощает Крошек Цахес. Иногда страстный и в то же время язвительный и остроумный монолог героини прерывается. Начинается дивертисмент. Он органичен. Это иллюстрации рассказа героини, в котором находится место добродушному и злому смеху, как и присутствующая в жизни того поколения доброта и готовность прийти на помощь.

Поскольку это не рецензия, то пусть на меня не обижаются неупомянутые актеры. Все работали замечательно, иначе героиня не смогла бы столь правдиво и тонко существовать.

Моим оправданием служит то, что я пишу эти строки спустя почти 10 дней после просмотра спектакля. Что-то стерлось в памяти. Я не собиралась писать о спектакле, но так или иначе я его запомнила. А таким качеством обладают немногие спектакли.

Мне остается поблагодарить Театр и Вас за вернувшееся ко мне в это вечер ощущение, что я театре, профессиональном театре, а не черт знает где, как это бывает слишком часто!

Спасибо,
Ваша Галина Коваленко

, 10.12.2015