| «Я помню» в Театре ОколоКак винты самолета, вращаются лопасти вентиляторовНезависимая газета «Я помню» — так называется новый спектакль в Театре «Около дома Станиславского» не только потому, что «чудное мгновенье…» здесь действительно помнят и хорошо читают, хотя на мой вкус отчасти забывают о музыке пушкинской строфы. Но такая почти запредельная простота интонаций – вообще «фирменный знак» этого, замечу сразу – превосходного спектакля, которому свойственно и «особое обаяние», — качество, к слову, редкое в нынешнем театре.
Но, разумеется, «…помню», это прежде всего потому, что история, рассказанная театром и рассказанная неожиданно внятно и просто в отличие от привычных на его сцене парадоксов и загадочных ассоциаций, это история давняя. Зрители шестидесятых знали ее на зубок. Пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» (она-то и стала основой сюжета) здесь как бы вспоминают. И пьеса узнается с первых тактов этого спектакля, насыщенного не только музыкой той поры, но и куда более ранней. Звучит, например, знаменитый еще с довоенных лет «Дым» Джерома Керна, что вообще-то удивительно, поскольку режиссер спектакля совсем молод. Саша Толстошева, студентка режиссерского курса Юрия Погребничко в Щукинском училище, понятное дело, человек совсем иного, нынешнего времени. Сам мэтр держится как бы в стороне, лишь, как сказано «при дружеском участии».
В те далекие времена шестидесятых поэты и драматурги, как правило, искали свой идеал в среде «фабричных девчонок» и работниц прилавка типа арбузовской «Вальки- дешевки»… Такая была пора и «простые наши современницы» были тогда в большой моде. И надо сказать, что «узнаваемые» героини наших звезд — Ольги Яковлевой, Татьяны Дорониной, Юлии Борисовой обладали пленительной властью над сотнями тысяч зрительских сердец. Такие были времена. Нынешний спектакль, конечно, другой, к тому же со своим особым почерком театра «Около», тем не менее незримыми нитями он уходит туда, в шестидесятые, и героиня Марии Погребничко именно еще бортпроводница, а не «стюардесса по имени…» У нее свой «кодекс нравственности и девичьей чести», свои капризы, тайны и чудачества любви. В сущности перед нами любовная идиллия, которая сегодня вполне могла бы выглядеть отчасти «клюквой», если бы не тот исполнительский артистизм и редкая достоверность «поведения» героев. Добрая половина этого короткого (он идет менее полутора часов) спектакля – танцы. Дивные в дымке ностальгии, едва заметной иронии то ли танго, то ли румба, то ли фокстрот…кто их сегодня разберет, исполненных с той легкостью, когда каждое движение естественно как вздох…
…И медленно вращается магнитофонная лента и вращаются лопасти вентиляторов – «как бы» винтов, свершающих посадки самолетов под оглушительный рев турбин.
Что говорить! Наши ТУ-104 были не самым надежным средством передвижения. И жизнь бортпроводницы Наташи обрывается на самом пике ее недолгого счастья.
Может быть, этот спектакль на самом деле «спектакль для взрослых», тех, кому в 1964 году довелось видеть легендарный эфросовский спектакль в Ленкоме? – У них нынешняя премьера в «Около» вызывает особый, «исключительный» поток ассоциаций – воспоминаний, недоступный по определению молодой аудитории театра. Но тем-то и хорошо нынешнее театральное время – что каждый такой условно говоря ремейк, каждые «Пять вечеров» дают почувствовать еще многим, то у нас есть своя «история», наше прошлое и оно всегда с нами, что не делает нас по крайней мере беднее в сравнении с теми, кто бодро устремлен в неизвестное и тревожное будущее. Николай Жегин, 13.11.2014
- ИСКУССТВО ЖИТЬ, [18.12.2015]
- Письмо о спектакле «Оккупация», [10.12.2015]
- Об интересе смерти, Алена Солнцева, Лучший из миров, [8.12.2015]
- Чевенгур, Наталия Каминская, Лучший из миров, [8.12.2015]
- ХИТЫ ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ, vashdosug.ru, [2.12.2015]
- Где старенький вокзал и тополь-самосад
, Лидия Тильга, Петербургский театральный журнал, [15.10.2015]
- «Чевенгур», Алексей Зензинов, [13.10.2015]
- Революционный шаг Юрия Погребничко, Григорий Заславский, Независимая газета, [7.07.2015]
- «Нет, только тот, кто знал…», Театральная афиша, [24.05.2015]
- Век одиночества, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [23.04.2015]
- Расставайтесь, Нина Чугунова, [17.04.2015]
- «Портрет Мадонны» снова гипнотизирует, Анна Балуева, Комсомольская правда, [4.04.2015]
- Портрет Мадонны, Ваш досуг, [22.03.2015]
- Юрий Погребничко: большое интервью, Алена Солнцева, COLTA. ru, [11.12.2014]
- «Я помню» в Театре Около, Николай Жегин, Независимая газета, [13.11.2014]
- Про два разных одинаковых театра, Алексей Киселев , Досуг в Москве, [6.11.2014]
- Сто на двоих, Григорий Заславский, Независимая газета, [25.10.2014]
- Юрий Погребничко: Систему Станиславского передают «наложением рук», Алена Карась, Российская газета, [24.10.2014]
- О спектакле «Три сестры», Майя Мамаладзе, Facebook, [10.09.2014]
- Театр с неповторимой интонацией, Елена Груева, «Театральная афиша», [04.2014]
|