| Оккупация — милое дело. О, Федерико!Ходить на спектакли, которые сыграли первый раз несколько лет назад, спектакли многократно отрецензированные, торопливой критике более неинтересные — удовольствие особое, не каждому понятное, приглушённое. Контекст меняется, а спектакль продолжает жить в своей нише, в своих искусственных, более или менее искусно созданных обстоятельствах театрального пространства-времени. Подозреваю, что сильный режиссёр умеет удерживать эти изначально установленные рамки, не позволяя спектаклю становиться экспонатом и не превращая его в вечно злободневное высказывание. Погребничко представил публике «Оккупацию. ..» в 2011-м — сегодня эта история звучит всё так же немыслимо-простодушно и горько.
Татьяна Орлова написала не пьесу, а повесть — более пригодную для сцены, чем эшелоны текстов, безостановочно проходящих по железной дороге драматургии. Юрий Погребничко эту повесть поставил. Получился спектакль, узнаваемый своим авторским почерком, выстроенный как монолог в конце жизни, который перебивается то песнями, то отрывками из фильмов Феллини, Куросавы и Вайды, точно измученное сознание смешивает и путает реальное и вымышленное. А в центре — героиня Лилии Загорской, дочь советского офицера, проходящего службу в Восточной Германии — да, оккупация, да, разделённый мир, девочка, чужая среди непонятных немцев, не нашедшая себя среди родной бессмыслицы, девочка-старушка, играющая в прятки с шизофренией, святой фрик многогрешного города. (Непрошенный совет студентам театральных вузов: пока «Оккупация. ..» ещё в репертуаре, бегите скорей в театр «ОКОЛО», наблюдайте за тем, как выходит на сцену, как произносит сложнейший текст Загорская — это уникальный опыт, это запас впечатлений на долгие годы.)
Военная мелодия смешана с плачем-признанием: «Жил-был я. Стоит ли об этом?..», мужчины в военной форме поют и пляшут для девушек под сенью отечественной психиатрии. Стройная логика путаницы. Вкус газировки за три копейки. Мой двадцатый век, с которым так трудно проститься. Алексей Зензинов, 9.03.2014
- Шесть сестер и один Тараторкин, Сергей Шахиджанян, [25.03.2014]
- Оккупация милое дело. О, Федерико!, Алексей Зензинов, [9.03.2014]
- Нужны новые формы?, Алексей Битов, [3.03.2014]
- Фестиваль «Пять вечеров» имени Володина, [11.02.2014]
- «С любимыми не расставайтесь», BILETER. RU, [10.02.2014]
- Кто из наших режиссеров может завоевать Париж?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [8.02.2014]
- Край света, Вячеслав Шадронов, [18.01.2014]
- Край света, Алексей Зензинов, [18.01.2014]
- Край света, Михаил Гутерман, Ваш досуг, [17.01.2014]
- БСЭ/Большая Советская Энциклопедия, «Афиша», [12.01.2014]
- «Три сестры»: прекрасное далеко, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [17.12.2013]
- С ВОЛОДИНЫМ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ, Александра Солдатова , Экран и Сцена, [16.12.2013]
- ИЕРОГЛИФЫ НА СНЕГУ, Елена Левинская, Журнал «ТЕАТР» № 13-14, [1.11.2013]
- Сердечная недостаточность, Кристина Матвиенко, COLTA. ru, [25.10.2013]
- Неумолимое бремя расставаний, Ася Иванова, Вечерняя Москва, [22.10.2013]
- «С любимыми не расставайтесь»: святое воспоминание, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [21.10.2013]
- Беседа с Александром Минкиным, Александр Минкин, Радио Свобода, [1.10.2013]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Шесть сестер и один Тараторкин, Сергей Шахиджанян, Комсомольская правда, [25.03.2013]
- Юрий Погребничко: «Мы не занимаемся постановкой спектаклей…», Юрий Фридштейн, «Современная драматургия», [1.03.2013]
|