© Михаил Гутерман | «С любимыми не расставайтесь»на фестивале «Пять вечеров»BILETER. RU Смокинг и кирзовые сапоги, жабо и телогрейка, кринолин и шапка-ушанка в спектаклях Погребничко мирно соседствуют друг с другом. Погребничко движет не желание противопоставить эпохи или социальные срезы, а скорее желание уравнять их в правах. Парадоксальное соседство не снижает хрестоматийные образы, а скорее возвышает зэков и бомжей. Никакой поэтизации «совка» в такой позиции нет. Есть попытка обнаружить общее в людях независимо от того, где и когда им выпало жить. Слово «поэтизация» Погребничко вообще неведомо. Он слишком ироничен и остроумен, чтобы что-то намеренно поэтизировать. Сцены из «Преступления и наказания» перемежаются здесь со сценами из пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Володинская пьеса начинает казаться классикой абсурда, а разговоры про некупленный кооператив, про «не сошлись характерами», про «завел себе другую» приобретают отчетливо пародийный характер. Погребничко, как всегда, делает ставку не на психологическое правдоподобие, а на тонкую игру со сценическим штампом. Скажем, грузин говорит у него без грузинского акцента, но при этом так романтически вглядывается в даль, что дураку понятно: это грузин. Пьяница и дебошир имеет такой невинный вид, что нет сомнения: выпивает и очень сильно. Добрая, но находящаяся под влиянием меркантильной матери жена грузина смотрит на судью и зрителей с таким олигофреническим простодушием, что всем ясно: человек она в общем хороший. Несложно предположить, что рядом со сценами из Достоевского язык, которым изъясняются володинские герои и уровень их отношений кажутся языком и отношениями неандертальцев. Сцены из Достоевского сыграны в медитативной манере, они идут немного в проброс. Работают скорее на идею спектакля, чем на спектакль как таковой. И поначалу кажется, что идея эта состоит именно в противопоставлении. Один в состоянии написать о любви гениальное стихотворение, другой — лишь что-нибудь корявое, срифмовав «любил-забыл», но сама-то любовь может быть при этом одинаково сильной. Конечно, герои Володина примитивны в выражении своих чувств, но чувства как таковые это ни в коей мере не дискредитирует. Идеи красоты, добра, любви, по Погребничко, не трансцендентны миру, а растворены в нем — их можно разглядеть в самых неприглядных явлениях. О возможности отыскать в преходящем вечное, а в вечном сиюминутное. О возможности увидеть, как возвышенное просвечивает сквозь низменное. О том, что не только Раскольников, Свидригайлов, Константин Треплев, три сестры, бедная Лиза, но и мы все чувствовать все-таки умеем. , 10.02.2014
- Шесть сестер и один Тараторкин, Сергей Шахиджанян, [25.03.2014]
- Оккупация милое дело. О, Федерико!, Алексей Зензинов, [9.03.2014]
- Нужны новые формы?, Алексей Битов, [3.03.2014]
- Фестиваль «Пять вечеров» имени Володина, [11.02.2014]
- «С любимыми не расставайтесь», BILETER. RU, [10.02.2014]
- Кто из наших режиссеров может завоевать Париж?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [8.02.2014]
- Край света, Вячеслав Шадронов, [18.01.2014]
- Край света, Алексей Зензинов, [18.01.2014]
- Край света, Михаил Гутерман, Ваш досуг, [17.01.2014]
- БСЭ/Большая Советская Энциклопедия, «Афиша», [12.01.2014]
- «Три сестры»: прекрасное далеко, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [17.12.2013]
- С ВОЛОДИНЫМ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ, Александра Солдатова , Экран и Сцена, [16.12.2013]
- ИЕРОГЛИФЫ НА СНЕГУ, Елена Левинская, Журнал «ТЕАТР» № 13-14, [1.11.2013]
- Сердечная недостаточность, Кристина Матвиенко, COLTA. ru, [25.10.2013]
- Неумолимое бремя расставаний, Ася Иванова, Вечерняя Москва, [22.10.2013]
- «С любимыми не расставайтесь»: святое воспоминание, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [21.10.2013]
- Беседа с Александром Минкиным, Александр Минкин, Радио Свобода, [1.10.2013]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Шесть сестер и один Тараторкин, Сергей Шахиджанян, Комсомольская правда, [25.03.2013]
- Юрий Погребничко: «Мы не занимаемся постановкой спектаклей…», Юрий Фридштейн, «Современная драматургия», [1.03.2013]
|