Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман

Край света

по В. Набокову и И. Бунину

Эмиграция — милое дело, но рассказы, составившие композицию Михаила Палатника, принадлежат перу авторов-эмигрантов мало того что разных поколений, так еще и принципиально несхожи по своей эстетической природе: “Ultima thule” Набокова — плод изощренной до бесстыдства игры пресыщенного интеллекта, «Холодная осень» Бунина — сентиментальное порно для мастурбации души. Бунин на сцене вообще превратился в общее место, все подряд его инсценируют, и непременно «Темные аллеи» — случаются и неординарные варианты (как у Крымова), но в основном — все очень похоже. Для Палатника, впрочем, повод для соединения набоковской новеллы с бунинской в одном спектакле — общность не стиля, не сюжета, но проблемы. Надежда на встречу в мире ином роднит персонажей Набокова и Бунина, сыгранных в первой части — Сергеем Каплуновым (сдержанно и отстраненно) и Лилией Загорской во второй (прочувствованно и навзрыд). Герой Набокова пытается выведать тайну бытия и узнать, существует ли все-таки загробная жизнь, у пациента психушки — но тот либо водит его за нос, либо в самом деле сумасшедший, либо тайна сия слишком велика есть для простого смертного, на его долю выпадает лишь память. Героиня Бунина, хрестоматийного рассказа из школьной программы, даже не сомневается, что «пожила, порадовалась» и «скоро придет» к любимому, которого потеряла тридцать лет назад. Что касается режиссерской позиции — судя по тому, что Бунин у него следует за Набоковым, вторая точка зрения ему ближе, ну или, по крайней мере, он считает ее более «позитивной», «жизнеутверждающей» — прости, Господи. И, видимо, всерьез — характерный для эстетики театра Около баланс меланхолии и иронии постановщиком явно нарушен, иронии спектаклю, особенно первой его части, катастрофически недостает несмотря на отбивки из фрагментов комедий Чаплина, а меланхолии, наоборот, через край (правда, во втрой, бунинской половине, тот же Каплунов, игравший Синеусова, появляется гротескным официантом с накладными усами и несколько разряжает обстановку). При этом вторичные эстетические признаки Около — парни в гимнастерках и шинелях поют песни под гитару и балалайку — воспроизводятся учеником Погребничко неукоснительно.

Вячеслав Шадронов, 18.01.2014