Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман
«МАЛЫШ и К. »
Малыш — Ольга Бешуля

Неумолимое бремя расставаний

В театре «ОКОЛО» — очередная премьера

Вечерняя Москва

адо сказать, за прошедшую неделю это уже второе обращение московских театров к знаменитому тексту. Первое было в МТЮЗе, где режиссер Генриетта Яновская создала воздушный, очень светлый (не смотря на всю грусть) и пронизанный театральностью спектакль, вплетя в него монолог володинско-гоголевской Агафьи Тихоновны и элементы актерской импровизации. 
Спектакль Юрия Погребничко много строже и аскетичнее. Его Володин прочитан сквозь призму Достоевского. К слову, премьера эта – скорее, возобновление постановки, созданной в самом начале двухтысячных. Тогда она носила название, отсылающее к диалогу Раскольникова и Сонечки Мармеладовой, — «Где тут про воскресение Лазаря?», недвусмысленно отдавая приоритет Достоевскому. Теперь же, по крайней мере номинально, на первый план выдвинут Володин. 
Возможно, это и к лучшему, потому что именно володинские сцены в спектакле самые живые. Да, они тоже разыгрываются в несколько монотонной и медитативной манере, свойственной актерам Погребничко, но им эта манера, по крайней мере, «к лицу». Благодаря ей короткие диалоги Володина начинают приобретать абсурдистское звучание. Достоевского же она обедняет, затушевывает и практически сводит на нет возможные философские подтексты и связи, которые могли бы проклюнуться на стыке столь разных миров. Миров классика XIX века, классика века XX и советских песен, исполняемых мужским и женским хорами. Не произошло. Но финальные, многократно повторенные, тихие слова Кати (Александра Толстошева) — «Я скучаю по тебе, Митя» — делают все эти полупародийные построения неважными, оставляя по себе щемящую тоску невозможности встречи.
И вот этот вот финал, если оставить в стороне последующее многократное исполнение хором «Сиреневого тумана» и монолог Алеши Карамазова над могилкой Илюшеньки Снегирева, озвученный маленькими ребенком, вот этот финал звучит. Актриса вдруг в последней сцене доигрывает все то, что почти не было возможности сыграть на протяжении спектакля – хрупкое счастье встреч и неумолимое бремя расставаний с любимыми людьми.

Ася Иванова, 22.10.2013