© Михаил Гутерман | Неумолимое бремя расставанийВ театре «ОКОЛО» — очередная премьераВечерняя Москва адо сказать, за прошедшую неделю это уже второе обращение московских театров к знаменитому тексту. Первое было в МТЮЗе, где режиссер Генриетта Яновская создала воздушный, очень светлый (не смотря на всю грусть) и пронизанный театральностью спектакль, вплетя в него монолог володинско-гоголевской Агафьи Тихоновны и элементы актерской импровизации. Спектакль Юрия Погребничко много строже и аскетичнее. Его Володин прочитан сквозь призму Достоевского. К слову, премьера эта – скорее, возобновление постановки, созданной в самом начале двухтысячных. Тогда она носила название, отсылающее к диалогу Раскольникова и Сонечки Мармеладовой, — «Где тут про воскресение Лазаря?», недвусмысленно отдавая приоритет Достоевскому. Теперь же, по крайней мере номинально, на первый план выдвинут Володин. Возможно, это и к лучшему, потому что именно володинские сцены в спектакле самые живые. Да, они тоже разыгрываются в несколько монотонной и медитативной манере, свойственной актерам Погребничко, но им эта манера, по крайней мере, «к лицу». Благодаря ей короткие диалоги Володина начинают приобретать абсурдистское звучание. Достоевского же она обедняет, затушевывает и практически сводит на нет возможные философские подтексты и связи, которые могли бы проклюнуться на стыке столь разных миров. Миров классика XIX века, классика века XX и советских песен, исполняемых мужским и женским хорами. Не произошло. Но финальные, многократно повторенные, тихие слова Кати (Александра Толстошева) — «Я скучаю по тебе, Митя» — делают все эти полупародийные построения неважными, оставляя по себе щемящую тоску невозможности встречи. И вот этот вот финал, если оставить в стороне последующее многократное исполнение хором «Сиреневого тумана» и монолог Алеши Карамазова над могилкой Илюшеньки Снегирева, озвученный маленькими ребенком, вот этот финал звучит. Актриса вдруг в последней сцене доигрывает все то, что почти не было возможности сыграть на протяжении спектакля – хрупкое счастье встреч и неумолимое бремя расставаний с любимыми людьми. Ася Иванова, 22.10.2013
- Шесть сестер и один Тараторкин, Сергей Шахиджанян, [25.03.2014]
- Оккупация милое дело. О, Федерико!, Алексей Зензинов, [9.03.2014]
- Нужны новые формы?, Алексей Битов, [3.03.2014]
- Фестиваль «Пять вечеров» имени Володина, [11.02.2014]
- «С любимыми не расставайтесь», BILETER. RU, [10.02.2014]
- Кто из наших режиссеров может завоевать Париж?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [8.02.2014]
- Край света, Вячеслав Шадронов, [18.01.2014]
- Край света, Алексей Зензинов, [18.01.2014]
- Край света, Михаил Гутерман, Ваш досуг, [17.01.2014]
- БСЭ/Большая Советская Энциклопедия, «Афиша», [12.01.2014]
- «Три сестры»: прекрасное далеко, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [17.12.2013]
- С ВОЛОДИНЫМ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ, Александра Солдатова , Экран и Сцена, [16.12.2013]
- ИЕРОГЛИФЫ НА СНЕГУ, Елена Левинская, Журнал «ТЕАТР» № 13-14, [1.11.2013]
- Сердечная недостаточность, Кристина Матвиенко, COLTA. ru, [25.10.2013]
- Неумолимое бремя расставаний, Ася Иванова, Вечерняя Москва, [22.10.2013]
- «С любимыми не расставайтесь»: святое воспоминание, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [21.10.2013]
- Беседа с Александром Минкиным, Александр Минкин, Радио Свобода, [1.10.2013]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Шесть сестер и один Тараторкин, Сергей Шахиджанян, Комсомольская правда, [25.03.2013]
- Юрий Погребничко: «Мы не занимаемся постановкой спектаклей…», Юрий Фридштейн, «Современная драматургия», [1.03.2013]
|