Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


© Михаил Гутерман
«МАЛЫШ и К. »
Малыш — Ольга Бешуля

«С любимыми не расставайтесь»: святое воспоминание

Юрий Погребничко возродил спектакль-хит по пьесе Володина и роману Достоевского

Ваш досуг

Премьера нынешнего сезона — новый старый спектакль «С любимыми не расставайтесь…» (когда-то он шел под названием «Где тут про воскресение Лазаря?»). На первый взгляд это пародийная выжимка из володинской пьесы «С любимыми не расставайтесь», скрещенная (непонятно зачем и как) с главными сценами из романа Достоевского «Преступление и наказание». На второй и десятый — пронзительный спектакль-крик о человеческой боли, о всех наших разлюбленных и любимых.

С таких премьер, как эта, уходят, вдоволь нахохотавшись, но с грустными глазами. Погребничко обладает удивительной способностью никого никогда не высмеивать, при этом ни у кого не возникает сомнений в том, что его спектакли — одновременно философское высказывание о вечном и самая что ни на есть сатира на нашу никчемную повседневность, страшное прошлое и неизвестно какое будущее.
Актеры играют с нарочито равнодушными лицами, и от этого каждый их взгляд, жест и слово кажутся еще пронзительней и больней. Как будто они в результате болевого шока переживают атрофию всех чувств.

Вот перед нами — вереница супружеских пар, чья «любовная лодка разбилась о быт». «Пьет, бьет», «завел женщину», «изменила», «нет общих интересов»… их объяснения в суде привычны слуху, не вызывают эмоций. Но Погребничко на то и Погребничко, чтобы повседневные драмы превращать в неистовый и вечный абсурд. Так, душевные муки в присутствии судьи (ее безупречно играет Ольга Бешуля) превращаются в гомерически смешное шоу под названием «развод в стране советской». В это шоу как будто бы «невзначай» прокрадываются сцены из романа Достоевского (благо, переодеваться не нужно — кринолины XIX века и телогрейки времен совка в этом театре всегда прекрасно сочетались). Порфирий Петрович выводит на чистую воду Раскольникова, Раскольников объясняется с Сонечкой Мармеладовой и т. д. Потом вдруг снова метафизические бездны сменяются советской «бытовухой», а потом и вовсе — хоровым исполнением хитов из прошлого: «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Стою на полустаночке», «На тебе сошелся клином белый свет» и «Сиреневый туман». Вся эта «каша» непостижимым образом (доступным, похоже, только Погребничко) звучит надрывно, но без пафоса. При чем звучит о самом главном: о боли, которая в людях и их взаимоотношениях, вечна. О том, как страшно то, что боль эту никто не умеет и не хочет унять. В финале спектакля на сцену выходит мальчик и произносит слова Алеши Каразмазова: «ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее… как какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства». В театре «Около» вспоминать умеют так, что перехватывает горло и щиплет в глазах.

Наталья Витвицкая, 21.10.2013