© Михаил Гутерман | Школа для дураков«Театральная афиша» Как учит нас школа для дураков под названием жизнь, прошлое не проходит. Оно в твоем будущем, маленький дебил. (Нет, ну если Вы уже большой, взрослый и вообще не из этой школы, тогда пардон. Тогда Вам не сюда). Все, что было, к тебе вернется. Но не всякий ощущает это так остро, как тот «шизик» 14-ти лет, в сущности, маленький гений, от лица которого тридцатилетний Саша Соколов в 1973 году сочинил прославившую его книгу, издав ее три года спустя уже в эмиграции. Герой книги считается слабоумным — его обширный внутренний мир категорически не совпадает с тем, что снаружи, — и мальчик от одиночества беседует сам с собой, «доехав» до мысли, что его — двое. Один я внутри, другой я - снаружи. Ну, двое так двое. Вот они выходят к нам — дылда и пониже, лохматый (Егор Павлов и Наум Швец). Таинственно, издали, но глаза в глаза, понимающе улыбаются друг другу. Их герой в спектакле Юрия Погребничко не более сумасшедший, чем остальные персонажи. В отличие от книги, все здесь положительно прекрасны. И папа-прокурор отнюдь не мерзавец, и мама-интеллигентка в трогательной шляпке вдруг так заботливо щебечет. Даже старые ведьмы литераторша с завучем, даже редкий вообще-то идиот директор Перрило с его тапочной системой — все здесь по-своему несчастны, все малость «с приветом». А как же удушающая атмосфера «совка», вытолкнувшая автора в эмиграцию? О чем вы, столько воды утекло! Прошлое вернулось разлитой в воздухе печальной нежностью. В едином времени сомкнулись сиюминутное и вечное, надмирное и бытовое. Сантехник Леонардо пишет картины, а учительница ботаники, тайная любовь героя, точь-в-точь Джоконда. Умерший географ Норвегов (Сергей Каплунов) по-прежнему не оставляет героя дружеским советом, на равных прохаживаясь между живыми. И небесной красоты ученица Роза (что-то у нее с географом было!) под звуки «Давно не бывал я в Донбассе» задумчиво выходит к Норвегову с розой. Но где трагический авторский конфликт внутреннего с внешним? Он трагически отсутствует. Вернее, конфликт вынесен наружу: драматическое напряжение создается между сценой и залом. Ибо зрителю нужно усилие, чтобы оторваться от повседневности с ее привычным театром и, подключившись чувственно, стать соучастником этого удивительного спектакля. Елена Левинская, 30.10.2012
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа для дураков», открытая «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, Weekend: РИА Новости, [11.11.2012]
- Уроки для дураков, Алена Карась, Российская газета, [7.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, Елена Левинская, «Театральная афиша», [30.10.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Спектакль про Карлсона поставили в Театре «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, WeekEnd (Риа Новости), [20.04.2012]
- ''Оккупация'' по Федерико в Театре''Около дома Станиславского'', Марина Тимашева, Радио «Свобода», [19.01.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Сердце, молчи
, Алексей Битов, [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- «Хорошего человека найти нелегко»: шок как искусство, Ваш досуг, [6.12.2011]
- Интервью по переписке, «Сцена», N6, 2011, [1.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Я СОСТАВЛЯЮ КАРТИНЫ ПРОШЛОГО, Мария Зерчанинова, «Экран и сцена» 19(2011), [31.10.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
|