| Уроки для дураковВ театре «Около» сыграли роман Саши СоколоваРоссийская газета В малюсеньком зале La Stalla, в бывших конюшнях Станиславского, как любит шутить Погребничко, где театр живет уже несколько лет после пожара основной сцены, бродят тени мертвых поэтов, эхом отзываются написанные ими стихи, и между песнями пионеров и Владимира Высоцкого давно не делают различий, потому что и те и другие стали памятью… Впрочем, в том-то и дело, что между прошлым и настоящим, жизнью и смертью здесь тоже давно не делают различий.
В театре Погребничко смерть трепещет под трудные вздохи старенького аккордеона, но ее не замечают, потому что она ходит в протертой отцовской шинели. Высокий недоросль с блаженной улыбкой ангела, ученик такой-то специальной школы для дураков (Егор Павлов), внимает учителю географии Петру (Савлу) Петровичу Норвегову (Сергей Каплунов), хотя того уже нет в живых. Две кровати, рельсы, уводящие в закулисье, — по ту сторону жизни, двойник дурака — Алексей Шендрик (потому что ведь у Саши Соколова герой и страдает раздвоением), интеллигентная мать (Елена Кобзарь), ушедший от них отец-прокурор (Юрий Павлов)… В отрешенном медитативном, или дурацком (если кому так больше нравится) спокойствии, точно все уже давно произошло, мальчик перечисляет все имена и признаки того мира, в котором рос, и которого больше нет… «Никогда не помнишь, что лежало в авоськах? Чай, сахар, масло, колбаса; свежая, бьющая хвостом рыба; макароны, крупа, лук, полуфабрикаты; реже — соль. Шли по дачам, пили чай на верандах, надевали пижамы, гуляли — руки за спину — по садам, заглядывали в пожарные бочки с зацветающей водой, удивлялись множеству лягушек»… Река Лета, поглощающая все, не смывает из памяти чУдоного мальчика самые невероятные подробности детского мира.
Погребничко все дальше уводит своих актеров и зрителей в то состояние невозмутимого покоя, о котором можно только мечтать. Фрики и бездельники, дураки и мудрецы в драных пальтишках, на босу ногу, поющие блатной фольклор так, точно это песни Шуберта, обитатели лагерей и теплушек, теперь переселившиеся куда-то на дачи и загородные станции неподалеку от электричек, — они рвут нам душу своим отрешенным спокойствием дзенских монахов или тибетских лам. И только в этой «Школе для дураков» мы наконец понимаем, что на свете смерти нет. В том, как фантастически опускает голову Алексей Левинский (Старый учитель с мировым именем), а Лилия Загорская (Автор) — ангел этих предместий — скорбно глядит на мир, дребезжа своим клоунским голоском, — заключено волшебное искусство древних марионеток. Они умеют удерживать жизнь на самой границе небытия, как это делал когда-то Тадеуш Кантор.
Прошлое, зафиксированное памятью больного мальчика, оказывается неуничтожимым. И это важнейший урок «Школы для дураков». Алена Карась, 7.11.2012
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа для дураков», открытая «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, Weekend: РИА Новости, [11.11.2012]
- Уроки для дураков, Алена Карась, Российская газета, [7.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, Елена Левинская, «Театральная афиша», [30.10.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Спектакль про Карлсона поставили в Театре «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, WeekEnd (Риа Новости), [20.04.2012]
- ''Оккупация'' по Федерико в Театре''Около дома Станиславского'', Марина Тимашева, Радио «Свобода», [19.01.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Сердце, молчи
, Алексей Битов, [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- «Хорошего человека найти нелегко»: шок как искусство, Ваш досуг, [6.12.2011]
- Интервью по переписке, «Сцена», N6, 2011, [1.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Я СОСТАВЛЯЮ КАРТИНЫ ПРОШЛОГО, Мария Зерчанинова, «Экран и сцена» 19(2011), [31.10.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
|