© Михаил Гутерман | «Школа для дураков»: и ненормальное нормальноvashdosug.ru Даже странно, что Юрий Погребничко никогда не ставил спектаклей по произведениям Саши Соколова. Эти гурманы от искусства непременно должны были «встретиться». У обоих авторов одинаково брезгливое отношение к любым системам и фантастическое чутье на правду. Их герои — безвестные чудики, грустные клоуны, неудачники на обочине жизни… Кто угодно, только не те, кого принято называть нормальными людьми. «Школа для дураков» — как раз о таких ненормальных, не вписывающихся в каноны детях — «шизиках».
Роман сложный, модернистский: здесь отсутствует линейный сюжет, время и место действия постоянно меняются, неизменным остается только безупречная чистота слога и нездешней доброты юмор. Соколов пишет нюансами, Погребничко нюансами думает… В результате на сцене образуется идеальная среда для воссоздания той самой школы, где учат дураков. Которые на самом деле никакие не дураки, а индивидуальности, искренно не понимающие, кому и зачем они должны подчиняться. Их мир (и школа) наполнены любимыми вещами и тайными воспоминаниями.
На сцене нашлось место настоящим рельсам, — по ним туда-сюда бродят странные усталые клоуны, явно отставшие от своего поезда. Трухлявая дверь в светлое завтра заперта, а ручки у старых чемоданов давно поизносились. Рядом с живыми школьниками существует любимый, но давно умерший учитель, а с ним его вечно прекрасная несбывшаяся невеста. Главный герой — ученик Такой-то, вообще страдает раздвоением личности. Но ни одна странность не вызывает вопросов. Все герои, и живые, и мертвые, замечательно трогательны и светлы.
Погребничко, наверное, единственный режиссер, который может так органично ставить спектакли про провалы в памяти и пространстве. Его мир, как и мир Соколова, зиждется на признании за всяким человеком права быть особенным. Воспринимать время, как ему нравится. Думать, о чем хочется и мечтать, о ком мечтается.
Его герои в фирменных одеяниях (длинное черное пальто больше на пару размеров, с прилипшими к нему перьями (крылья ангелов?)) живут отдельно и как будто около нас. Поэтому и театр называется «Около». А вся эта надполитическая философская подоплека, которую не разглядел в книге Соколова только ленивый, вроде бы и ни при чем. И без нее ясно — смысл романа и нового спектакля гораздо шире: в обществе «нормальных» людей люди не нужны. Наталья Витвицкая, 1.11.2012
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа для дураков», открытая «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, Weekend: РИА Новости, [11.11.2012]
- Уроки для дураков, Алена Карась, Российская газета, [7.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, Елена Левинская, «Театральная афиша», [30.10.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Спектакль про Карлсона поставили в Театре «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, WeekEnd (Риа Новости), [20.04.2012]
- ''Оккупация'' по Федерико в Театре''Около дома Станиславского'', Марина Тимашева, Радио «Свобода», [19.01.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Сердце, молчи
, Алексей Битов, [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- «Хорошего человека найти нелегко»: шок как искусство, Ваш досуг, [6.12.2011]
- Интервью по переписке, «Сцена», N6, 2011, [1.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Я СОСТАВЛЯЮ КАРТИНЫ ПРОШЛОГО, Мария Зерчанинова, «Экран и сцена» 19(2011), [31.10.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
|