| «Хорошего человека найти нелегко»: шок как искусствоВ театре «Около дом Станиславского» зрителю показали убийство.Ваш досуг Маленькая премьера в театре состоялась вопреки обстоятельствам. Не в театральном кафе (до сих пор не решен вопрос с собственным зданием театра), а в репетиционном зале, не перед толпой благодарной публики, а перед двумя десятками посвященных, и главное — спектакль поставил не мэтр Юрий Погребничко, а его ученик Алексей Шендрик. Между тем, работа вышла искренняя, с пронзительной интонацией всечеловеческой нелюбви, подкрепленная мистической музыкой группы The Doors и мрачным мифом об Эдипе.
Спектакль отличает необъяснимое обаяние, в полной мере свойственное только работам Погребничко, но и здесь различимое, явственное. Что важно — у Шендрик оно гораздо более трагично, чем у его учителя. У первого даже отчаяние может быть красивым и светлым. У идущего за ним — всегда только страшным.
Конечно, это пока робкая режиссура, но очевидно талантливая. Шендрик взял за основу образцовый рассказ американки Фланнерри О`Коннор. Типичная для нее напряженная атмосфера, предчувствие беды, неожиданно жестокий финал. Язык мастера южной готики также сохранен, — бог знает как, но зритель успевает поймать в этом обманчивом сухом пересказе от третьего лица надрывную печаль, сковавшую автора и ее героев. На крохотной сцене медленно, как кукла на шарнирах, двигается Бабушка (сильная работа Натальи Поздняковой). Она — главная героиня, невзрачная, нелепая, жалкая. Семья ее не любит, но Бабушка не только в каждом их них, но в преступнике, встретившемся на пути, старается видеть «хорошего человека». С ущербной на первый взгляд философией справляется жестокая реальность — Бабушку, как и все ее семейство, расстреливает этот самый преступник по кличке Изгой.
Быстрое и будничное убийство действует на зрителя как электрошок. 60 минут, казалось, не происходило «ничего такого» — вживую звучала музыка (нетленки группы Джима Моррисона исполняет Суан Дао), Бабушка ходила от одного гитариста к клавишнику и что-то тихонько рассказывала про жизнь, поправляла цветок на шляпке. И вдруг…
Надо сказать, Шендрик вообще удалась фирменная эмоциональная отстраненность, присущая режиссуре его учителя. Все вроде бы происходит не с героями и не со зрителем, а где-то там, между сном и явью, между мирами. При этом сколько в этой отстраненности глубины и иронии. Страшная реальность в сухом остатке. Мистический круговорот жизни и смерти, добра и зла. Безжалостный Фатум.
Вплетенный в ткань повествования миф об Эдипе подчеркивает безусловную трагичность любой жизни. Преступление совершается «просто так», а думать Изгои и иже с ними будут потом. Любопытная деталь — согласно мифу Эдип, осознав свои преступления, себя ослепляет, а в спектакле сразу после убийства Изгой снимает очки. Символы, конечно, разглядеть непросто, но если уж получится — легко будет полюбить этот спектакль. Такой настоящий в общем потоке неприкрытой театральщины и безвкусицы.
Наталья Витвицкая
6 декабря 2011 , 6.12.2011
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа для дураков», открытая «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, Weekend: РИА Новости, [11.11.2012]
- Уроки для дураков, Алена Карась, Российская газета, [7.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, Елена Левинская, «Театральная афиша», [30.10.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Спектакль про Карлсона поставили в Театре «Около дома Станиславского», Анна Банасюкевич, WeekEnd (Риа Новости), [20.04.2012]
- ''Оккупация'' по Федерико в Театре''Около дома Станиславского'', Марина Тимашева, Радио «Свобода», [19.01.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Сердце, молчи
, Алексей Битов, [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- «Хорошего человека найти нелегко»: шок как искусство, Ваш досуг, [6.12.2011]
- Интервью по переписке, «Сцена», N6, 2011, [1.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Я СОСТАВЛЯЮ КАРТИНЫ ПРОШЛОГО, Мария Зерчанинова, «Экран и сцена» 19(2011), [31.10.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
|