© Михаил Гутерман | «Оккупация — милое дело»: про «совок» с любовьюНовый спектакль, поставленный в театре «Около», — настоящий подарок театралам, скептически настроенным в начале сезона.Ваш Досуг Одному лишь Погребничко подвластный жанр светлой трагедии в этом спектакле возвысился до каких-то совсем уж запредельных высот. Наслаждение получаешь даже от пауз в монологе, от того, как гаснет свет перед маленьким киноэкраном на заднике сцены, от любого звука, от полуулыбки на лице актрисы. Несмотря на то, что самой главной в «Оккупации» является героиня Лилия Загорской, хороши также все «случайные» лица из ее воспоминаний: застенчивые военные на вечере танцев, соседки-товарки по сумасшедшему дому (Елена Кобзарь и Татьяна Лосева), толстая Ирка в клетчатой юбке (Ольга Бешуля)… Смотреть и слушать на неспешную круговерть их судеб значит не только проникаться жалостью и симпатией, но и осознавать себя частью одной покалеченной войной и совком страны. Беспрецедентный случай — Юрий Погребничко, казалось бы, навсегда определивший для себя круг любимых авторов (Вампилов, Чехов, Дюма), взялся за «новую драму» авторства никому неизвестной Татьяны Орловой. Ее пьеса о женщине, всю жизнь скитающейся между оккупированной Германий и эсээрией, нашла исключительное и точное воплощение на сцене вверенного ему театра. Никто и нигде не мог бы сыграть и поставить эту историю лучше. Так, чтобы перехватывало дыхание от бог знает почему все же светлой тоски, а слезы наворачивались с первой секунды ее рассказа до последней.В монологе главной героини, как драгоценность в неприглядной старой коробке, спрятана несуществующая уже повседневность. Лилии Загорской удается преподнести ее зрителю не с горечью (понятной здесь и, казалось бы, необходимой), а с доброй иронией. По отношению к героине с шароварах с начесом и смешной красной шляпке с бантом. И по отношению к прошлому, которое встает перед каждым из нас как стена, которую не пробить, даже будучи встроенным в современный мир, с его погоней за деньгами и новенькими гаджетами. Ткань спектакля тонкая (режиссерская логика, как всегда,абсурдна), но не рвется. Обрывки воспоминаний, так или иначе связанные киноэпизодами любимых Орловой Феллини, Куросавы, Вайды, отзываются в зрителях, при чем даже тех, кто не может помнить или знать, что там, в хорошем кино «передают», а что в совке этом, было мило, а что страшно. Послевоенная Германия, насмешки немецких одноклассниц, обязательные ковры-сервизы, которые офицеры везли на родину, психлечебница по возвращении домой, затем случайные заработки… вехи одной судьбы страшны. Оттого еще непостижимей кажется стойкий, царящий на сцене запах счастья — оставаться светлым в условиях тотальной несвободы. И так хочется попасть в этот маленький «раеад», в котором шизофрения не является диагнозом, зато бывает способом жизни. А сколько в этом спектакле нежного, лиричного юмора. Чего стоит только сцена,в которой военные «идут» вприсядку под полонез Огинского, или некая певица в фингалом под глазом (Наталья Рожкова) поет «Вспомню я пехоту и родную роту…»… В своем очередном маленьком шедевре Юрий Погребничко нисколько не противоречил сам себе: героини Орловой «случились» у него такими же неприкаянными отщепенцами, немножко сумасшедшими, чуть-чуть изгоями, как персонажи Чехова или Дюма. Их сроднила суть, сущность — они в одиночку противостоят миру, в котором перевесило зло, а судьба давно перестала делать подарки. В итоге в репертуаре «Около» появился еще один спектакль, похожий на негромкий, но очень убедительный гимн. Веры, нежности и любви ко всему, даже к обреченному человечеству. Наталья Витвицкая, 10.10.2011
- «Оккупация милое дело»: про «совок» с любовью, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, [10.10.2011]
- «Оккупация» неясный, но интригующий спектакль., Джон Фридман, The Moscow Times, [6.10.2011]
- Юрий Погребничко: «Театр будет всегда», Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [4.10.2011]
- Оккупация милое дело!, Ольга Галахова, РИА Новости, [3.10.2011]
- Красный кандибобер Феллини, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, [3.10.2011]
- Месть Театра беседа с Юрием Погребничко, Нина Чугунова, [1.10.2011]
- Диагноз: Капитанская дочка, Елена Дьякова, Новая газета, [30.09.2011]
- Новая старая пьеса, Елена Ковальская, «Афиша», [27.09.2011]
- Под стук колес, Дина Годер, Московские новости, [22.09.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, журнал «Театр», [1.08.2011]
- Около мэрии и дома Станиславского, Ирина Шведова, Московская правда, [1.07.2011]
- Сторож, Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [30.06.2011]
- Эпоха протеста, Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [10.06.2011]
- Где ты, облако-рай
, Марина Гаевская, Культура, [3.02.2011]
- Три мушкетера, Надя Плунгян, [16.05.2010]
- Лестничная клетка, Надя Плунгян, [15.05.2010]
- Любимая игра, Александр Минкин, [12.01.2010]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, Журнал «ТЕАТР», [2010]
- Двадцать лет спустя, или двор жизни, Марина Копылова, Страстной бульвар, 10, [2010]
- Древо спектаклей, Ольга Богомолова, «Экран и сцена», [1.12.2009]
|