© Михаил Гутерман «МАЛЫШ и К. » Дядя Юлиус —
Иван Сигорских Фрекен Бок —
Элен Касьяник Карлсон —
Алексей Сидоров
| Красный кандибобер Феллиниafisha.mail.ru Полуторачасовой спектакль с подзаголовком «Оккупация — милое дело!» повествует об истории огромной страны через призму жизни одной-единственной женщины. Жизни «взаправду», ведь повесть, по которой поставлен спектакль, автобиографическая. Ее написала малоизвестный драматург Татьяна Орлова, отправила режиссеру «Около» Погребничко, а тот инсценировал честные и до странности нежные, несовременные какие-то, воспоминания. Крошечной девочкой родители увезли героиню в послевоенный Берлин, где папа-красавец в развевающейся шинели кем-то работал, а мама хорошо шила. Девочка росла-росла, ставила во дворе спектакли, мечтая сыграть Золушку, и вот она уже в сегодняшней России, пенсионерка с диагнозом шизофрения, работает уборщицей общественного туалета. Казалось бы, такая надрывная, мрачная история. Но это только кажется. Удивительным образом события превращаются в поэтический роман, кружевную вязь полуулыбок и воспоминаний, силуэтов и недоговоренностей. В неверном тусклом свете возникает то общий вагон, прыгающий по рельсам из Москвы в Берлин, мимо Варшавы, полной «голодных поляков, они нас ненавидят, но мы-то их любим». То вдруг появляется танцплощадка, где девушки стоят напротив молчаливых, скованных неловкостью солдат, навоевавшихся до того, что они даже не помнят, как танцевать вальс. То сидят в рядочек женщины-пациентки психбольницы — аккуратненькие, приличные, тихонькие, еще чуть-чуть и - счастливые. Правда, каким-то своим, потусторонним, нормальному человеку непонятным, счастьем («Шизофрения не болезнь, а стиль жизни» — поясняет героиня). Весь спектакль держится, по сути, на одной актрисе — Лилии Загорской. На ее обаянии, на ее красоте и какой-то даже аристократичности, которая есть и в повороте головы, и в том, как она рассказывает о своем пребывании в палате для умалишенных, и о последующем мытье общественных унитазов. По небольшому экранчику над сценой все время несутся тени прошлого. То вьются в скорбном танце пары из картины Вайды «Пепел и алмаз», то мотоциклист мчится вокруг костров из феллиниевского «Амаркорда», то скачет по дорожке мальчик-трамвайчик из фильма «Под стук трамвайных колес» Куросавы, то шагают стройные ряды полков советской армии. Черно-белая карусель бесконечно кружится над головой девочки-женщины-старушки, этого существа без возраста, в синих штанах с начесом и в красной щеголеватой шляпке. В рунете есть видеоролик, собравший много тысяч просмотров. Там не вполне адекватная женщина в затейливом алом берете говорит сурово: «Если я ношу красный кандибобер на голове, это не значит, что я женщина или балерина». Вряд ли кто-то из создателей нового спектакля в театре «Около» интересуется «интернет-приколами», но маленькая хрупкая женщина в ярко-красном шляпендроне и дурацком драповом пальто из «О, Федерико!» — совершенное альтер-эго той безумной. Как если бы тетенька, выхваченная объективом камеры из суеты московской улицы, оказалась не реальной женщиной, а персонажем фильма Феллини. Эдакая Кабирия, не утратившая ни своей жизнерадостности, ни способности улыбаться и радоваться мелочам. Она даже зависть к соседской девчонке вспоминает с любовью. Как всегда у Погребничко, повествование прослоено музыкальными номерами, которые — и тоже как всегда! — сыграны и спеты отменно. Особенно прекрасен номер девочки Ирки в самом финале (Ольга Бершуля). Это как раз тот случай, когда ружье, почти весь спектакль провисев на стене, внезапно стреляет. Пухлая Ирка в клетчатой юбке и плюшевой кофточке трепетно поет «Девушку из харчевни» Новеллы Матвеевой: «Мне было довольно того, что твой плащ висел на гвозде». И показывает дрожащим пальчиком в угол, где все это время на крючке страшно поблескивает черный кожаный плащ с красно-черной свастикой на рукаве. Шутка на грани, но без капли пошлости и конъюнктурщины. «О, Федерико!» — очень чистый и светлый спектакль, про счастье в любой ситуации. Анастасия Томская, 3.10.2011
- «Оккупация милое дело»: про «совок» с любовью, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, [10.10.2011]
- «Оккупация» неясный, но интригующий спектакль., Джон Фридман, The Moscow Times, [6.10.2011]
- Юрий Погребничко: «Театр будет всегда», Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [4.10.2011]
- Оккупация милое дело!, Ольга Галахова, РИА Новости, [3.10.2011]
- Красный кандибобер Феллини, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, [3.10.2011]
- Месть Театра беседа с Юрием Погребничко, Нина Чугунова, [1.10.2011]
- Диагноз: Капитанская дочка, Елена Дьякова, Новая газета, [30.09.2011]
- Новая старая пьеса, Елена Ковальская, «Афиша», [27.09.2011]
- Под стук колес, Дина Годер, Московские новости, [22.09.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, журнал «Театр», [1.08.2011]
- Около мэрии и дома Станиславского, Ирина Шведова, Московская правда, [1.07.2011]
- Сторож, Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [30.06.2011]
- Эпоха протеста, Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [10.06.2011]
- Где ты, облако-рай
, Марина Гаевская, Культура, [3.02.2011]
- Три мушкетера, Надя Плунгян, [16.05.2010]
- Лестничная клетка, Надя Плунгян, [15.05.2010]
- Любимая игра, Александр Минкин, [12.01.2010]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, Журнал «ТЕАТР», [2010]
- Двадцать лет спустя, или двор жизни, Марина Копылова, Страстной бульвар, 10, [2010]
- Древо спектаклей, Ольга Богомолова, «Экран и сцена», [1.12.2009]
|