Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


«Сцены из деревенской жизни («Дядя Ваня»)»
Серебряков — Алексей Левинский

Около мэрии и дома Станиславского

Московская правда

Московский театр «Около дома Станиславского» около семи лет назад лишился своей сцены, сгоревшей при невыясненных до сих пор обстоятельствах. До этого трагического для артистов события у них было два зала — «большой» на 80 человек и «малый» — на 60. Сгорели до основания именно главная сцена и помещение для хранения реквизита и декораций. 

Это авторский театр всемирно известного режиссера Юрия Погребничко. Почти четверть века назад он получил помещение Театра-студии на Красной Пресне и до ноября 2004 года благополучно работал на радость своим зрителям. Да, надо особо подчеркнуть: у театра был и остается свой преданный зритель — ему близка эстетика театра, особая интонация, которую словами не опишешь, — ее надо прочувствовать наяву.

Можно еще напомнить, что режиссер Юрий Погребничко и его театр являются лауреатами множества фестивалей и высших оте-чественных и зарубежных театральных наград, включая не одну «Золотую маску», Премию мэрии Москвы и Госпремию РФ. Объездили полмира, но в родной стороне, кажется, никому нет дела, что мастер, которому уже за семьдесят и который не только сказал и продолжает говорить свое слово в искусстве, вырастил целую когорту замечательных актеров и режиссеров, творит по сути на пепелище. Ухитряется при этом не только показывать свой обширный репертуар, но и готовить ежегодно премьеры, а еще вести три лаборатории для молодых актеров. И все это в переоборудованном для зрителей зальчике на 60 мест, красиво названном La Stalla (конюшня), где сейчас играются все спектакли «Около». Он как раз находится на задворках дома-музея Станиславского. Все-таки рядом с основоположником! И рядом с мэрией, между прочим. 

У Департамента культуры нет, что ли, в штате экспертов, которые могли бы определить значимость этого высокохудожественного сообщества людей? Но деятельность театра прекрасно оценили профессиональные театроведы и критики (сколько серьезных и восторженных статей выходит в центральных газетах после каждой премьеры Юрия Погребничко!). Надо эту информацию донести до сведения тех, кто принимает решения, и как-то «сдвигать» странную ситуацию с мертвой точки! Для театра семь лет — срок громадный.

Решение о восстановлении театрального здания было принято спустя три года после пожара и после личной встречи с бывшим мэром: в сентябре 2007 года вышло постановление"О регенерации театрального комплекса зданий театра «Около дома Станиславского». Начались предпроектные работы, а потом грянул кризис 2008 года. В письме из мэрии было сказано, что «будет готовиться новый распорядительный документ правительства Москвы о проектировании и реконструкции данного объекта культуры за счет средств адресной инвестиционной программы города Москвы 2011-го и последующих годов». В 2010-м вышел еще один документ, который поставил жирный крест на предполагаемой «регенерации здания театра», — о признании постановления 2007 года утратившим силу «в связи с изменением градостроительного кодекса Москвы». Все начинать с нуля? В Департаменте культуры театру пообещали, что воссоздание здания"станет одним из приоритетов целевой комплексной программы «Культура Москвы. 2012 — 2016 годы». Но внесены ли работы по восстановлению театра в адресно-инвестиционную программу города на ближайшее время — неизвестно.

Тем временем в театре жизнь, слава богу, не стоит на месте. Весной вышла премьера пронзительного чеховского спектакля «Забыть или больше не жить». Но видеть, в каких условиях творит мастер, каково артистам, не имеющим ни грим-уборных, ни душа, ни других нужных в этой профессии вещей, — невыносимо. А главное — зритель! Ему приходится наслаждаться искусством в крошечном, душном помещении буквально на коленях друг у друга, не имея возможности воспользоваться нормальным фойе и туалетом. Юрий Николаевич, увы, не из числа тех, кто может ходить по начальственным кабинетам и требовать того, что его коллективу положено по закону. Но за своего зрителя очень переживает: «Чтобы зритель, которому по душе то, что мы делаем, попал на наш спектакль, он должен иметь эту возможность. А в данной ситуации он даже теоретически этого не может. Вот это самое обидное». Театр вынужден давать вполовину меньше спектаклей в месяц, потому что на этой же сцене надо репетировать — больше негде.

Берем на себя смелость обратиться к новому мэру, который, конечно, в силу своей занятости, может быть, не в курсе рассказанной нами истории. Театр Юрия Погребничко, который находится совсем рядом с мэрией, просто необходимо восстановить и как можно быстрее. Уже давно подготовлен проект, по которому вместимость большого зала могла бы увеличиться до 250 мест. И не надо ничего разрушать и расширять. Только вот незадача: заказчик в лице правительства Москвы не оплатил исполнителям этот проект, прошедший все нужные инстанции. А теперь тот департамент вообще упразднен, а его правопреемник когда еще войдет в курс дела. Многое в городе поменялось. Может, изменится и отношение к этому конкретному, маленькому, но такому талантливому театру?

Ирина Шведова, 1.07.2011