Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


ТРЕБУЮТСЯ ДЕНЬГИ И СТУЛЬЯ

Для восстановления театра Юрия Погребничко нужно 300 млн рублей

Новая газета № 31

Около пожара
На входной двери театра «Около» бумажка с объявлением: «Театру срочно требуются венские стулья, 6 штук. Обращаться к администратору».
Если точнее, то после декабрьского пожара театру на движимое и недвижимое имущество, кроме стульев, нужно еще 300 миллионов рублей. Большие деньги. Спустя три месяца так и не прояснилось, будет ли заплачена эта цена за один из лучших театров страны.

Странный театр
Театр Юрия Погребничко как наркотик. На него подсаживаешься с первой дозы. Дальше писать про пронзительную ноту, странный способ актерской игры, когда до первого зрителя пять шагов и слышен шепот, про нежный юмор и про такую же страсть бессмысленно. Видеть надо.
Одно очевидно: искренность театра Погребничко — редчайшего свойства. Этот дар был доступен узкому в буквальном смысле слова кругу — зрительный зал театра вмещал полторы сотни зрителей. Тихий гений театра в своем заповедном подполье за пятнадцать лет существования на коммерциализацию не поддался. Уцелел и как вызов всей театральной Москве продолжал продавать свои билеты по 100 рублей, а кофе в фойе — по пятнадцать.
Погребничко никогда фигурой заметной в смысле мелькания на богемных тусовках не был, не до этого ему, но гамбургский театральный счет ни одной проходной постановкой не разменял. Физиологически не сложилось.
В последние годы им загорелись театральный фестиваль в Авиньоне и иные нездешние сцены с мировой репутацией. Дома спохватились. Оценили «Золотой маской» и Госпремией. Теперь фотография В. В. Путина, пожимающего руку Юрию Погребничко, висит в кабинете директора театра Заславского, который на всякий случай поясняет: «Это не фотомонтаж».

Странный пожар
В марте уголовное дело по факту декабрьского пожара в театре «Около» приостановили. Честнее будет предположить, что возобновлять его не будут. Найти виновного практически невозможно, а судя по некоторым предположениям, и невыгодно. Слухи о том, что пожар был неслучайным, ходят и теперь. Во-первых, место в Вознесенском переулке, за мэрией, очень привлекательное. В смысле доходности — если кто понимает — просто исключительное при умелом освоении. Во-вторых, пожар, если предположить его случайность, получился слишком уж точечным — дотла сгорели сцена и зрительный зал. А места возгорания, определенные экспертизой, располагались симметрично по углам сцены. Теперь за дверью фойе — завалы битого обугленного кирпича.
Управление культуры города денег выделило на косметический ремонт. На том, конечно, спасибо, но театр со свежепокрашенными гримерками и без сцены — это тяжелая инвалидность. Ее в театре пытаются изо всех сил игнорировать. В марте сыграли несколько спектаклей на малой сцене, которую режиссер Погребничко придумал назвать Lа Stalla — «Конюшня». Никакого художественного преувеличения в пафосном и грустном названии нет. Зал в Lа Stalla — это пара десятков квадратных метров cцены и тесно поставленные старые кресла в количестве 80 штук для зрителей в помещении бывшего каретного двора. Ни одна декорация из прежнего репертуара театра в малую сцену не вписывается.
Основная же площадка — в Театре наций. За весь апрель — четыре спектакля в «Нациях», семь — в La Stalla. Не так уж и страшно, если посмотреть на афишу, но вот из репертуара исчезли, потому что сгорели со всеми декорациями и костюмами, больше десятка спектаклей. Спаслись только «Странники и гусары» и «Русская тоска», уезжавшие в декабре на гастроли.
К марту дали денег на восстановление «Дяди Вани», который до декабрьской премьеры не дожил нескольких дней. Теперь режиссер Погребничко как одержимый репетирует «Дядю Ваню» в предлагаемых обстоятельствах.

Отклики
Главный вопрос, который повис без ответа в диалоге между театром и правительством города: целесообразно ли восстанавливать театр «Около»?
В управлении культуры без нажима предложили поискать подходящее помещение. Помещение (где-нибудь в районе Выхина), может, и найдется, но это будет означать, что на пепелище уже совершенно точно есть претенденты.
Так откровенно делиться планами, естественно, дурной тон, и поэтому самое верное — тянуть время. Что и происходит. Ни плана реконструкции театра, ни тем более ее сроков не существует. Перспективы же ее разработки более чем туманны.
Самое деятельное участие в судьбе театра сразу после пожара приняли товарищи по цеху и зрители. Свои сцены предложили Фоменко, Васильев, Табаков… Театр «Комеди Франсез» и театр в Магадане. Союз театральных деятелей отправил письмо мэру с просьбой не переселять театр, а восстанавливать. Всем спасибо.
Но самым чутким и трогательным оказалось зрительское участие. Недавно Константину Заславскому принесли письмо с ответом из мэрии, из которого следовало, что мероприятия по восстановлению театра включены в целевую программу по культуре города 2005-2007 гг. Заславский писем не писал и потому несколько удивился. Выяснилось, что написали зрители, и, если серьезно, это поглавнее самых долгих оваций будет.
Теперь на восстановление театра лежат в сейфе директора следующие ценности: письмо от мэра, премия фонда Станиславского, полученная Юрием Погребничко за неделю до пожара в номинации «Строитель театра», и 500 долларов от японских поклонников «Около». Что за японцы, в театре толком никто не знает. Просто когда-то они приходили на спектакли. Разве нужны еще другие объяснения?

Справка «Новой»
1997 год — спектакль «Русская тоска» — первый приз Эдинбургского театрального фестиваля.
1998 г. — спектакль «Вишневый сад» выдвинут на соискание театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль сезона» и «Лучшая режиссерская работа».
2003 г. — спектакль «Странники и гусары» — приз театральной критики на фестивале «Золотая маска» за лучший спектакль фестиваля.
Работа творческого коллектива театра удостаивается Государственной премии «За формирование оригинального сценического стиля и новаторское освоение русского классического наследия».
2005 г. — спектакль «Лестничная клетка» стал лауреатом премии «Гвоздь сезона».

Наталья Чернова

, 28.04.2005