Страницы:

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12


«Предпоследний концерт Алисы в стране чудес»
Болванщик — Владимир Богданов

Мюзик-холл должен быть очень бедным

Театр Юрия Погребничко хорош постоянством: на афише новое имя, на крохотной сцене та же печально-ироничная игра, которую умеют вести только здесь

Ведомости

Последней постановкой, выпущенной Юрием Погребничко почти полтора года назад, была даже не премьера, а возобновление старого спектакля «Нужна драматическая актриса» (по «Лесу» Островского). После перерыва в его театре «Около дома Станиславского» почти подряд выходят две новые работы. Скоро здесь сыграют чеховских «Трех сестер» — пьесу, которую Погребничко много лет назад начинал ставить в Театре на Таганке, неоднократно возвращался к ней уже в «Около», а теперь репетирует со студентами своего курса в Щукинском училище. Другая премьера сезона — «Ля эстрада» (в оригинале пьеса называется «Мюзик-холл»), написанная в конце 1980-х гг. рано ушедшим из жизни французским драматургом и режиссером Жан-Люком Лагарсом.

Три героя — обнищавшие, малоудачливые актеры — выступают с эстрадными номерами в залах небольших городов. Актриса (Лилия Загорская) доверительно, с мягкой иронией жалуется зрителям на пожарных-взяточников. Те, дескать, присматриваются к табурету, с которым ездят актеры, и требуют убрать его со сцены: может воспламениться. Двое актеров-партнеров (Сергей Каплунов и Илья Окс) спорят, стоит ли нарушать годами существующую мизансцену, показывают незамысловатые фокусы и, как часто бывает в спектаклях Погребничко, исполняют популярные шлягеры.

Здесь все слегка затерто, заштопано и заиграно: сценография с пустой картинной рамой, выцветшие кафтаны под телогрейками, шапки-ушанки и сами незамысловатые эстрадные номера, часть которых идет под заслушанную La Boheme Шарля Азнавура.

В спектаклях Юрия Погребничко часто бывает так, что одни тексты идут встык с другими: пьесы Володина с романами Достоевского, романы Достоевского с лирикой Пушкина и т. д. В «Ля эстраде» текст Лагарса Погребничко монтирует с фрагментами чеховской «Чайки», где также есть актриса — Раневская — в компании двух мужчин-писателей. В многофигурных, сложных композициях других постановок «Около» связь между текстами на первый взгляд не так очевидна, здесь же она проста: выходящие на сцену актриса и двое мужчин — основа, которая несет в себе огромное количество ситуаций, от чеховских до шекспировских. 

Из мюзик-холла Лагарс вытравил дух эстрадного веселья, но сохранил недолговечный актерский и человеческий союз. Это именно тот образ театра, который прекрасно знают постоянные зрители самого «Около» — театра, где нет и намека на эстрадный лоск, спектакли которого сейчас идут на крошечной сцене, а местом их действия независимо от сюжета и времени становится мрачноватое и заброшенное зазеркалье. Но есть в этом театре и далекое родство с мюзик-холлом. Такое, например, как шлягеры, исполняемые из спектакля в спектакль. И вместе с открытой иронией в «Ля эстраде» есть чуть менее заметный поклон жанру и одному из его главных образов — женщине, окруженной мужчинами.

Валерий Золотухин, 1.11.2008