| << Лилия Загорская
В переводе с советского«Лестничная клетка» в театре Юрия ПогребничкоКоммерсант Московский театр «ОКОЛО дома Станиславского» показал премьеру спектакля «Лестничная клетка» по старой пьесе Людмилы Петрушевской. Постановку Юрия Погребничко и Лилии Загорской посмотрел РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Людмила Петрушевская написала «Лестничную клетку» в 70-е годы. Одинокая женщина и двое мужчин разговаривают на лестничной клетке, между лифтом и квартирой. У одного из мужчин с героиней вроде бы намечается серьезное знакомство, второй пришел просто за компанию. Впрочем, какая уж там «героиня»: Людмила Петрушевская запечатлела рядовых советских обывателей, обитателей стесненных, захламленных коммуналок и вонючих подъездов, существующих якобы на обочине жизни, вне официальных рамок общества. Людей, не умеющих правильно и свободно выразить свои чувства и говорящих на тесном, как их жилища, языке — именно писатель Петрушевская запечатлела в своих произведениях этот самый язык, навечно зафиксировав целую эпоху и тем самым воздвигнув памятник и самой себе, и своим современникам.
То, что пьесы Петрушевской уже поздно ставить «по правде», то есть детально воспроизводя быт и тыкая в него зрителя сытой физиономией, ясно любому. Надо, видимо, либо сгущать обстоятельства и приметы той жизни до гротесковой концентрации и извлекать лирику из «гущи» — как это было блестяще проделано Малым драматическим театром Льва Додина в спектакле «Московский хор». Либо, наоборот, «разводить» почти до акварельной прозрачности, до нежного ностальгического всепрощения, до виноватой улыбки. В театре «ОКОЛО дома Станиславского» Петрушевскую поставили как смешной и трогательный сон, в котором возможны чудеса.
«Настоящих» деталей в спектакле Юрия Погребничко и Лилии Загорской (первый значится постановщиком, вторая — режиссером) всего две: громыхающий лифт и дверь в квартиру. Ради первого по воле художника Натальи Бахваловой даже пропилили дыру в полу маленькой сцены, и в начале спектакля персонажи в самой настоящей кабине поднимаются откуда-то снизу и, выйдя на лестничную клетку, громко лязгают металлической дверью. Мужики, однако, совсем не похожи на советских выпивох. Они явлены бравыми офицерами с орденами-крестами и медалями. Не знаю, много ли зрителей именно с «Лестничной клетки» начнут знакомство с театром Юрия Погребничко, но те, кто бывал здесь раньше, сразу вспомнят о чеховских мотивах в творчестве режиссера, об офицерах из «Трех сестер», попадающих на городскую окраину времен развитого социализма, а то и на зону.
Театр Погребничко всегда ведет речь об аутсайдерах, о странных человеческих существах, блуждающих по жизни точно сомнамбулы. В их особой, приторможенной манере речи, в той серьезности и том недоумении, с которыми они встречают несовпадения слов и вещей, чувств и жестов, есть специфическое внутреннее достоинство и боязливая неторопливость. Они точно вышли на свет после долгого заключения (или добровольного отшельничества) не разозленными, но не уверенными ни в чем на свете. Иногда эти люди, переходящие из спектакля в спектакль, выглядят более жесткими и надломленными, иногда — менее. И всегда ждешь, почти как погоды у моря, произойдет ли счастливое совпадение драматургического материала с языком Юрия Погребничко, войдут ли в резонанс слова и интонации.
В случае с «Лестничной клеткой», кажется, вошли. Поэтому все оказывается к месту — и идиотически светлые песни вроде «На пыльных тропинках далеких планет…», и блики от вертящегося под потолком дискотечного шарика с битыми зеркалами, и какие-то кукольные пританцовки, и висящие прямо под потолком картина-клеенка в духе Пиросмани и стол с нехитрой снедью, которую в конце этого камерного спектакля-зарисовки спустят вниз. Описанная Петрушевской встреча на лестничной площадке закончилась для ее участников ничем. Тем же самым заканчивается, как известно, вообще все на свете. Театр «ОКОЛО дома Станиславского» в очередной раз предлагает меланхолически улыбнуться по этому поводу. Его ностальгия не только не опасна для всего того, что продолжается, но даже идет ему на пользу. Роман Должанский, 24.06.2004
- Ангел и ученица, Нина Чугунова, Сцена, [30.12.2015]
- «Нет, только тот, кто знал…», Театральная афиша, [24.05.2015]
- Век одиночества, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [23.04.2015]
- Портрет Мадонны, Ваш досуг, [22.03.2015]
- Оккупация милое дело. О, Федерико!, Алексей Зензинов, [9.03.2014]
- Теплая нежная драма, Елена Груева, Time Out, [1.01.2013]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
- Новая старая пьеса, Елена Ковальская, «Афиша», [27.09.2011]
- Распиленная женщина, Марина Зайонц, Итоги, [10.11.2008]
- Серой пахнет это так нужно, Юлия Черникова, Время новостей, [10.11.2008]
- Мюзик-холл должен быть очень бедным, Валерий Золотухин, Ведомости, [1.11.2008]
- ЛА ЭСТРАДА, Елена Груева, TimeOut, [24.10.2008]
- Феминистическая трагедия, Алла Шендерова, Коммерсант, [3.03.2007]
- В переводе с советского, Роман Должанский, Коммерсант, [24.06.2004]
- Песня XX века, Итоги, [1.06.2004]
- Вершинины на лестничной клетке, Дина Годер, Время новостей, [19.05.2004]
- Из отзывов о спектакле, Наталья Казьмина, Театральная жизнь, № 3, 2004, [03.2004]
- Ночи Кабирии в парке Чаир, Алена Солнцева, Время новостей, [14.11.2002]
- Проводы любви, Итоги, [21.10.2002]
- Обратно в СССР, Наталья Казьмина, Независимая газета, [7.06.2000]
- Жестокий романтик, Дина Годер, Итоги, № 21, [22.05.2000]
- Маленькое волшебство на маленькой сцене, Алексей Филиппов, Известия, [20.04.2000]
- Оклик, Нина Чугунова
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Веселая и нежная, Александр Соколянский
|