Страницы:

1 | 2


<< Лилия Загорская

Теплая нежная драма

по роману Саши Соколова

Time Out

Почему-то хочется написать, что этот спектакль про любовь. «Школа для дураков»? Где главный герой — сын мрачного работника прокуратуры, долговязый паренек с блуждающей на губах безотчетной улыбкой, ученик специальной школы Такой-то, страдающий раздвоением личности, упрекающий за торопливость свое второе «я», рассказывающий своему умершему учителю про его же похороны? Где все пространство обрезано низким потолком и тесными каменными стенами, между которыми проложены ржавые рельсы? Где ссутулившиеся люди в потертой одежде, к которой навсегда прилип снег, спотыкаясь о шпалы, бредут по этой одноколейке в направлении покосившегося кладбищенского ангела? Где все — одиноки?
И все же. Герой романа Саши Соколова Такой-то, названный в спектакле Юрия Погребничко просто Мальчик (Егор Павлов), живет в бесконечном пространстве своей памяти, где хранится только красивое. А самое красивое — учительница ботаники Вета Аркадьевна, чье лицо он видит повсюду, и у леонардовой Джоконды в том числе. И где никто не умирает. Где обаятельный учитель географии Павел Петрович Норвегов (Сергей Каплунов) — Савл — советует читать Писание и уверяет, что в жизни что-то есть. Он вертит глобус, и границы на нем исчезают. И хотя Савл был уволен за крамолу и умер в одиночестве, в памяти Мальчика он прогуливается с прекрасной дамой, которой так и не признался в любви. И это — главный урок Савла. Любовью можно жить, даже если она безнадежна.
Второе «я» Такого-то — в спектакле названное Он же (Наум Швец) — идет к отцу Веты Аркадьевны. Старый учитель с мировым именем (так он назван в программке; Алексей Левинский), вернувшийся из лагерей ученый, изобретает палку с гвоздиком, чтобы, несмотря на негнущуюся спину, очищать от мусора свой сад. Он дает Мальчику еще один урок: надо пользоваться носовым платком и ни у кого не спрашивать на любовь позволения. 
Спектакль, где время не линейно, начинается именно с финала — с признания в любви. Голос Гребенщикова поет «Эта женщина, увижу и немею», а Мальчик взбирается на сиденье электрички и громко (не по правилам специальной школы) говорит Вете Аркадьевне о переполняющем его чувстве. Автор (Лилия Загорская), подбирающий слова, чтобы точнее рассказать историю Такого-то, видит и убогость электрички, и обшарпанность ангела, и стены, ограничивающие мир Мальчика. И помнит он все, а не только красивое. Но и красивое тоже помнит. 
Театр «ОКОЛО» — крошечный. Туда ходят, похоже, только свои. А среди своих можно позволить себе иногда говорить тепло и нежно, не прикрываясь щитом иронии. 

Елена Груева, 1.01.2013