| << Алексей Левинский
Странный человек пришел«Хозяйка анкеты». Театр имени М. Н. Ермоловой«Культура» Признаюсь честно: очень завидую тем людям, которые способны понять и полюбить нашу так называемую «новую драму» и даже получить от нее некое эстетическое удовольствие. Читаешь чужие рецензии, пестрящие неумеренными комплиментами, и диву даешься: и философские откровения высокого пошиба у «новодрамовцев» найдены, и излюбленный постмодернизм тут как тут, и виртуозная языковая стилистика, и болевые точки времени отмечены. Что же касается Вячеслава Дурненкова, известного и востребованного молодого драматурга и киносценариста из Тольятти, и его пьес «Хозяйка анкеты» и «Смысл жизни», так его прямо записали в наследники Беккета и прочих знаменитых абсурдистов. Впрочем, тот велосипед, который столь скрупулезно конструируют ныне Дурненков и его коллеги, давным-давно изобретен, объезжен и сменен на другие, более комфортные средства передвижения.
Абсурдистские же мотивы в российском театре вообще приживались плохо. И не только по причине минувших цензурных препон. Просто когда наша повседневная ментальность абсурдна по определению, как-то не очень хочется возводить ее в квадрат искусства. А уж со сцены многие желали бы получить если и не развернутые ответы на проблемы отечественного бытия, то хотя бы четко поставленные вопросы.
Впрочем, поиск обновления и языка, и прочих художественных средств — дело благородное. А поскольку российская драматургия зачастую являлась движущей силой всего театрального процесса, благородное вдвойне. Обидно только, что у нас до сих пор в чести еще одна национальная забава: многократно наступать на одни и те же грабли, которые везде давно уже убраны на склад, и набивать шишки на собственной голове, самоуверенно не глядя по сторонам.
Новизна драматургического приема в «Хозяйке анкеты» весьма сомнительна, а о каждом из появляющихся в доме генеральши Марии Пашкевич (Марина Жукова) гостей старый лакей по имени Матвей (Валерий Зотов) мог бы доложить репликой из Островского: «Странный человек пришел». Причем странность эта, как водится, двоякая: намек на «странничество» по временам, возрастам и судьбам, равно как и на некоторую неадекватность поведения. Сущность каждого размыта и неопределенна, ясно лишь одно — здесь и сейчас на время сошлись различные «типажи» российского гражданства разных эпох. «Маленький человек» Василий Начинкин (Сергей Власенко) и брутальный вояка, сподвижник Дениса Давыдова Андрей Клестицкий (Владимир Мурашов). Томный поэт Арнольд Вальберг (Андрей Попов) и «сочная» сваха-сводня мадам Глухова (Лидия Шубина). Они пьют кофий, изъясняясь на смеси «высокого штиля» и подзаборно-нецензурного сленга, затевают спиритический сеанс, прерываемый звонком мобильного телефона у медиума, листают гимназический альбом…
Конечно, умудренный зритель, понимающий, куда он попал, не станет трудиться в поисках логики. Длинные сюжетно-разговорные нити поочередно отматываются от разных клубков, рвутся, небрежно связываются вновь и в конце концов опутывают сцену роскошной паутиной дурненковских фантазий. Слушать все это, признаться, скучновато. К тому же что за «новая драма» без непременной матерщинки, к месту и не к месту кочующей по пьесам? Современный «смысл жизни» одна из героинь, некая Женщина (Надежда Борисова), сильно смутившись и понизив голос, декларирует так: «Нае…ть всех и живой остаться». Впрочем, и подобная точка зрения со времен какого-нибудь Тартюфа осталась неизменной.
Но вот ведь еще один парадокс отечественного театра: слушать скучно, а смотреть интересно. Вячеславу Дурненкову изрядно повезло, что за его творения не в первый уже раз взялся очень неординарный, по-хорошему «отдельный» от всех прочих режиссер Алексей Левинский. Человек профессиональный, негромкий и несуетный, ни в какие тематические обоймы не заряженный и ни с кем не конкурирующий. И главное, умеющий найти идеальную и индивидуальную форму для любой драмы, будь она «новой» или трижды хрестоматийной.
Левинский эту бликующую неопределенность места, времени и человека в нем на Малой сцене Ермоловского театра воплощает из ничего. Пустое мрачноватое пространство, несколько ламп над головами, внезапно вспыхивающих и гаснущих, длинный стол и шаткие стулья (художник Виктор Архипов) — типичные приметы «бедного» театра. Та же намеренная мешанина в одеяниях и предметах — длинные плащи, гимнастерки на ремнях, изящные веера, игрушечная собачка, револьвер. И пластическое поведение знаток мейерхольдовской «биомеханики» персонажам придумывает своеобразное, чередуя бытовые подробности со странностью условного жеста или позы, индивидуальность с приметами типажа. Подчеркивает определенную нереальность происходящего: стол заставлен бутылками, стаканами и кофейными чашечками — гости, игнорируя все это, мешают несуществующий сахар невидимыми ложечками и подносят к губам пустоту.
Объединив в одном спектакле две пьесы Дурненкова, Левинский тоже сделал это своеобразно: перемешав персонажей и еще больше запутав времена от эпохи Дениса Давыдова до современного шарлатанства неких «экстрасенсов». Артур (Александр Ковалев) и Женщина всю первую часть действия являются неведомыми фрачными существами, обособленно существующими в своих странных танцах. А обозначить финал каждой части и сконцентрировать его смысл режиссер предпочитает вокальными вставками — от старинного романса до современной блатной песенки (впрочем, все это и у Левинского уже было не раз). Но этот ход, хоть и кажется излишне прямым, все же существенно добавляет эмоций в достаточно умозрительную конструкцию пьесы.
А « смысл жизни» может касаться лишь жизни театральной, когда профессиональный и интеллигентный режиссер способен изящно, иронично и умно воплотить на сцене что угодно. Хоть пресловутую телефонную книгу, не говоря уж об опусах «новой драмы». Ирина Алпатова, 29.03.2007
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|