| << Алексей Левинский
Руку, товарищПогребничко и Левинский вернулись к «Лесу»Ведомости «Нужна драматическая актриса» («Лес») в театре «Около дома Станиславского» — формально не премьера, а новая редакция одного из лучших спектаклей Юрия Погребничко. Но случилась она так вовремя, что стоит десятка премьер.
К этому московскому сезону не подберешь эпитета точнее, чем «вялотекущий». На осень выпало два заметных события: «Самое важное» по роману Михаила Шишкина в Мастерской Петра Фоменко и долгожданное доказательство творческой состоятельности театра «Практика» — «Июль», безупречно поставленный Виктором Рыжаковым и мастерски сыгранный Полиной Агуреевой монолог душегуба-людоеда, в котором, однако, главным оказалось не качество, а безмерное позерство автора текста Ивана Вырыпаева. К зиме же театр в Москве совсем смерзся, заглох. У внимательного зрителя есть повод не гоняться за никчемными новостями, а посмотреть старые спектакли. У критика опускаются руки: этой зимой ему рассказывать не о чем. Я, впрочем, зарапортовался: у нас есть старый-новый «Лес».
Нынешняя редакция спектакля по пьесе Островского — третья. В первой провинциального трагика Несчастливцева играл актер Николай Алексеев. Когда он умер, спектакль на четыре года исчез из афиши, а потом Погребничко сделал «Лес» заново, пригласив в игру режиссера и своего друга Алексея Левинского, без которого с тех пор не обходится, кажется, ни одна постановка «Около». Но дальше в театре был пожар, сгорели декорации, и спектакля опять не стало. Теперь Погребничко потихоньку восстанавливает репертуар на уцелевшей «малой сцене» в соседнем здании Вознесенского переулка (основная была немногим больше, но тут совсем уж тесно).
Спектакль по пьесе «Лес», как и прежде, называется «Нужна драматическая актриса» — можно легко вообразить потрепанное объявление на стене, и этот образ будет точным во многих отношениях.
В том числе совершенно буквально. Во-первых, в театре «Около» появились новые лица — студенты Юрия Погребничко из Щукинского училища. Во-вторых, этот «Лес» начинается с актерских проб: Несчастливцев — Левинский сидит в уголке, а на площадку поочередно выходят три разные Аксюши, чтобы разыграть одну и ту же сценку. С третьей попытки основная исполнительница роли выбрана, но две другие тоже то и дело будут стараться встрять в действие: ну хоть на минутку можно ведь?
Чтобы представить себе нежный комизм этих выходов, надо вспомнить типовой антураж спектаклей Юрия Погребничко. Ушанки, телогрейки, пальто с чужого плеча; любая вещь тут заношена, любой кусок декорации печально неликвиден, ободран, ржав. Весь здешний мир — не то чтобы театр, а какая-то прореха в кармане нищего артиста. И на какую такую сцену эти девушки хотят?
Усадьба помещицы Гурмыжской в версии Юрия Погребничко больше всего смахивает на никому не нужную зону: по краям площадка обита железными листами, в центре торчит деревянная вышка. Собаки не лают. Сквозняк. Но раз уж в эту дыру забрели актеры, по мере сил обустроимся здесь. Комика и пьяницу Аркашку Счастливцева сделаем Гурмыжской (актер Валерий Прохоров в начале спектакля меняет костюмы, а под конец только снимает-надевает чепчик с вуалью — довольно и того). Остальным придется терпеливо объяснять азы лицедейства, как Гамлет объясняет их приехавшим в замок комедиантам: устало морщась, Несчастливцев цитирует домочадцам Гурмыжской Шекспира не ради пафоса, а для дела.
Патетике у Погребничко вообще-то нет места, но спектакль «Нужна драматическая актриса» по-своему патетичен — как всякая вещь о принципиальном выборе. Хорошо, наверное, что где-то рядом есть большая сцена, большие деньги и красивая жизнь, но сочиненный Островским нищий трагик Несчастливцев, считавший, что благородство выше всякой выгоды, был бы счастлив как раз в театре «Около». Ему пришлось бы лишь усвоить нехитрое Гамлетово наставление: изображая сильные чувства, не надо размахивать руками. Иногда достаточно, как Алексей Левинский, прищуриться и помолчать. Олег Зинцов, 14.02.2007
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|