Страницы:

1 | 2 | 3


<< Алексей Левинский

Молчание принцесс

В театре «Эрмитаж» пьесу «Ивонна, принцесса Бургундская» поставил Алексей Левинский

Итоги

Пьеса польского драматурга Витольда Гамбровича, написанная в 30е годы прошлого века, всегда считалась авангардной, абсурдистской и, как положено в таких случаях, путаной. Ставили ее у нас редко, но уж если ставили, то напускали туману на все сто. Авангардно ставили. Чтобы было не сразу понятно, еще больше запутывали, лица по-клоунски красили, абсурд сгущали. Выходило масло масляное, зато как будто модно, на обычный театр не похоже. Про что там игралось, не сразу вспомнишь (если есть что вспоминать), но заковыристость постановочная помнится, одна на все эти немногочисленные попытки. Алексей Левинский, представивший «Ивонну» в театре «Эрмитаж», в ногу (а тем более в моду) со всеми никогда не попадал, в толпе не мешался, не пошел и тут. Он поступил ровно наоборот — туман рассеял, непонятное объяснил, а навязанный этому автору абсурд заменил на притчу. Притча, кстати говоря, вещь простая, ясная, как дважды два. Вот и спектакль у Левинского именно такой и получился. Прелесть что за спектакль. Ясный-ясный, прямо-таки до наивности, и печальный. Речь-то в нем не о каких-то там королях, принцах и принцессах, а обо всем человечестве, вот и выходит невесело.

В некоем царстве-королевстве мизантропически настроенный Принц (Арсений Ковальский) встретил на улице странную девушку по имени Ивонна (Ольга Левитина), привел ее в дом и заявил, что хочет жениться. Девушка ведет себя загадочно, все больше молчит, но всем окружающим не дает покоя. Им начинает казаться, что она все про них знает. Сами понимаете, это неприятно. В результате едва ли не каждый готов ее убить. Король (Геннадий Храпунков) с помощью своего камергера (Олег Заболотный) придумал подать к столу жареных карасей — рыба костлявая, если девушку испугать, она непременно подавится. Королева (Дарья Белоусова) решила ее отравить, а потом и жених захотел избавиться от невесты с помощью ножа. Очень уж она всех смущала своим молчанием, все равно что совесть, вот их грехи-то и полезли наружу, тут не до сантиментов. Ну девушку, ясное дело, убили и пошли жить дальше, освобожденные (получается, что от совести). Вот и вся история. 

Левинский представил ее, как в каком-нибудь уличном театре, просто до прозрачности, а заодно сопроводил авторской песней (уличные музыканты время от времени собираются и поют), что тоже, как вы знаете, не бином Ньютона, очень уж эти песенки по-детски наивны. Так же играют и актеры, как-то очень внятно играют, с удовольствием. У Левинского, впрочем, всегда так. То ли оттого, что он сам актер, то ли потому, что человек хороший, но артисты в его спектаклях удивительно раскрываются. Вот вроде ты знаешь этого актера и ничего такого от него не ждешь, а он тут раз — и расцветает, и радует тебя своим талантом, и сам радуется. В «Ивонне» хорошо играют все. Вы скажете, что так не бывает, а я вам скажу: пойдите и проверьте. Только надо учесть, что вся эта прелесть и простота ничуть не декорируют главную и абсолютно безрадостную мысль, в пьесе отчетливо звучащую, напротив, она подается, как на блюдечке с голубой каемочкой — нате, ешьте: «Всегда где-нибудь кто-нибудь кого-нибудь… всегда!» Ну вот и как нам быть в таком случае, скажите?

, 27.03.2006