| << Алексей Левинский
…3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!..«Слово» Начну с пространной цитаты, но уж очень она точна! «Сухово-Кобылин имея смелость вывести на сцену весь следственный арсенал дореформен-ного застенка-квартала: пытка полотенцем, пытка бойлом городовых, пытка темною, пытка жаждою — проходит перед возмущенным зрителем в ряде быстрых, грубых картин. Гениальна уже сама основная мысль автора — сделать в центре комедии, в роли судебного надзирателя, незабвенного Ивана Антоновича Расплюева… Шулер с тремя трепками на день — в охранителях закона у общества! И в каких охранителях!» Эти слова принадлежат выдающемуся сатирику и фельетонисту А. Амфитеатрову. А его коллега не менее знаменитый Влас Дорошевич акцентирует короткий диалог из пьесы:"Когда Расплюев выходил из зала суда, он встретил Оха. — Что, брат, прошло наше время? — спросил Ох. — Нет, брат! Врешь! Не прошло еще наше время! — радостно ответил Расплюев. — Не кончились наши «веселые дни!» И Дорошевич особо подчеркивает, что Расплюев — «оборотень не умирающий, вечно живущий», и говорит, что перед зрителями и читателями наблюдается «таинственное превращение человека в кровь и плоть полицейского». Необходимо добавить от себя, что не только Расплюев, но и фатоватый Кречинский помогали фельетонистам бить по русскому абсолютизму…
«Смерть Тарелкина», обозначенная как комедия-шутка (волею автора!), была написана в 1868 году, но путь ее на сцену был почти бесконечно долгим, чего нельзя сказать о написанных ранее двух частях трилогии под общим названием «Картинки прошедшего» — о «Свадьбе Кречинского» и «Деле».Острота всей трилогии была вне сомнений, да автор и не пытался что-то пригладить или ослабить мощную сатирическую струю своего яркого дарования. Не случайно во многом узнаваемый и сейчас Сухово-Кобылин пришел и живет не только на сценах драматических театров, но и на площадках музыкальных: достаточно вспомнить всю трилогию в жанре мюзикла, созданную талантливым петербуржцем Александром Колкером, или оперу одаренного москвича Александра Кулыгина… Неудивительно и то, что нынче «Смерть Тарелкина» появилась сразу в трех столичных театрах, и ожидается премьера ее в Малом театре. Нужен какой-то особенный острый ключ, чтобы «смешнота» не стала самоцелью, а обрела ярко выраженное самостоятельное вполне зловещее звучание, в чем-то напомнив по выразительности и смелости давний уже спектакль в Театре имени Маяковского совсем молодого тогда режиссера Петра Фоменко с удивительным Алексеем Эйбоженко в роли Тарелкина.
Вот мы любим часто (может быть, слишком часто!) повторять, что драматургия А. Н. Островского словно создана сегодня, так узнаваема и актуальна ее проблематика. Но ведь и то же самое мы убежденно и справедливо говорим о Салтыкове-Щедрине. И, конечно, о Сухово-Кобылине. И вот премьера у ермоловцев в постановке умницы и выдумщика Алексея Левинского стала бесспорно и общепризнанно одним из самых ярких явлений минувшего театрального сезона. Теперь спектаклю предстоит серьезный путь в новом сезоне, но билеты на него уже проданы задолго вперед. А почему? И потому, что все, происходящее в пьесе, несмотря на парадоксальность ситуации и нескрываемый метафоризм, крайне узнаваемо сегодня. И это касается отнюдь не только полиции с Расплюевым (С. Власенко) и Охом (В. Мурашов), но и горького положения MНОГИх, кто окружает достаточно мерзкого Тарелкина (блестящая работа А. Калашникова), да еще Тарелкина, вызывающего порой странное сочувствие. Как интересно и OCTРO решена режиссерски и актерски череда «маленьких» людишек, что вторгается в тарелкинскую жизнь! Попугайчиков (С. Бадичкин), Чванкин (Д. Павленко), Брандахлыстова (очень хороша в этой роли Е. Папанова), Пахомов (В. Зотов)… Я называю не всех, но надо было все же назвать всех, хотя… Когда есть настоящий ансамбль, не так уж и важно вспоминать все инструменты, его составляющие.
И что особенно важно: А. Левинский даже не просто ввел, а врастил, в свой спектакль четверку колоритных разновозрастных горожан с окраин, которые по ходу действия поют приблатнённые песни — например, «Кирпичики» или «Бублички». А если надо, то эта четверка, как театральные сани или просто играющие персонажи, вклиниваются непосред-ственно в сюжет (например, дети Брандахлыстовой). Или еще, в этом, мне кажется, кроется главный успех сценографического решения спектакля: декорация (художник В. Архипов) построена в виде деревянной ширмы кукольного театра, из глубины которого возникают и сами главные персонажи, и самые разные предметики «говорящей» атрибутики: водка, стакан, тухлая рыба, рука и т.д., — и получается такой дерз-кий кукольный лубок, а каждого в зале не покидает ощущение, что где-то совсем рядом ТЫ видел и видишь этих людей-кукол, марионеток, правда, с другими именами и в других одеждах. А характеры, повторю, узнаваемы, даже слишком узнаваемы. Как и главные мысли пьесы. Драматург, а вместе с ним и театр обличительно и язвительно хохочут по поводу положения разных людей в обществе, правителей вышестоящей «канцелярии» (назовем это так!) и уголовно наказуемой выдумки Тарелкина выдавать себя за умершего соседа, чтобы в конце концов хоть каким-либо путем убежать от своего убогого настоящего и проучить мерзавца начальника Вараввина (А. Ковалев). Если попытаться найти в спектакле хотя бы одно положительное лицо, то уверенно можно назвать только ту поющую четверку, да и то, когда она играет детей. Вспомнить Гоголя? Вспомнить, что положительный герой в «Ревизоре» — это смех? Можно, конечно. Но это — смех иной окраски. Сарказм, издевательство над бьющим едва ли не по каждому из нас происходящим, которое нужно раз и навсегда уничтожить, но пока, увы, никак не удается.
«Картины прошедшего» еще не стали в нашей жизни прошлым. Борьба с этой гнилью, что на сцене и вне ее, еще далеко не закончена. Но есть очень умный внутренний пафос в спектакле — безусловная вера в то, что рано или поздно эти марионетки Тарелкины, Расплюевы и Вараввины канут наконец в Лету, чтобы никогда уже не попадаться на нашем пути. Наталья Лагина, 30.09.2005
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|