| << Алексей Левинский
Погребничко в Стране чудес«Гамлет», «Три сестры». татаро-монголы, эсэсовки, советские песни и три чеширских котаИзвестия Впервые выдвинутый на «Золотую маску» Юрий Погребничко сразу ее и получил. Причем в номинации «Приз критики». Вскоре после фестиваля в Театре «ОКОЛО» вышла его новая постановка — cпектакль «Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес (по мотивам сказок Льюиса Кэрролла)». Легко догадаться, что здесь будут петь — у Погребничко всегда поют. Но у его спектаклей есть и иные родовые признаки.
Это очень личные истории, и их подлинный главный герой — сам режиссер; то, что он имеет сообщить публике, не связано с четко и последовательно выстроенным сюжетом. Погребничко берет свое всюду: у Чехова и Володина, у Саши Соколова и Булата Окуджавы. И в результате появляются очень трогательные, лиричные, иногда удивительно глубокие спектакли. Режиссер вроде бы говорит о своем, он как будто не пытается умствовать, но в его работе отражается целая эпоха… А бывает и так, что этого не случается и премьеры Погребничко сводятся к тому, за что их любит публика камерного Театра «ОКОЛО»: очарование маленькой, любовно сделанной вещи, теплота, странность, Окуджава, Галич, Саша Соколов.
«Предпоследний концерт…» очаровательный спектакль, но проблемы, свойственные театру Погребничко, видны в нем очень хорошо.
Здешней Алисой стал Алексей Левинский, тонкий артист и замечательный режиссер: седой, сутуловатый, немолодой, обаятельный человек спрашивает обитателей Страны чудес и Зазеркалья, как ему, собственно, попасть домой. Встречающиеся на его пути несуразности печальный странник Алиса принимает без удивления.
Несуразностей здесь и впрямь достаточно: чеширских котов три — один щеголяет в полевом камуфляже с погонами, второй в пестрой военной форме тридцатых годов, третий в задрипанном пальтеце. Труляля, Траляля и Треска обернулись стройными и подтянутыми эсэсовками; теплую компанию дополняет Мужской квартет: певец во фраке и три страхолюдных татаро-монгола. Полная и улыбчивая Королева Ольги Бешули азартно рубит головы, робкий и благовоспитанный Король Константина Желдина шарахается от сутуловатого Чеширского кота с двумя кубиками в красных петлицах (Валерий Прохоров). С текстом Кэрролла переплетаются «Гамлет» и «Три сестры», татаро-монголы и картинно выпячивающий грудь человек во фраке поют советские песни, в финале появится та, кого они призывали.
На сцену выйдет трогательная и робкая девочка в розовом («ах, эта женщина в окне…»); на милом ребенке и мешковатой Алисе зажгутся простенькие елочные гирлянды, и зал, вдоволь наумилявшийся абсурдистскому и в то же время пленительно домашнему юмору Юрия Погребничко, растрогается окончательно…
Но главного все же не произойдет.
Если бы спектаклю удалось до конца вытянуть свою ноту, если бы режиссер был чуть-чуть точнее, все — и мундирные чеширские коты, и страхолюдные монгольские певуны, и Окуджава, и Саша Соколов — сработали бы так, как это бывает у Погребничко.
Комок в горле, мысли о себе, ощущение того, что спектакль рассказывает о памятном тебе времени, будь то семидесятые, как во «Вчера наступило внезапно», или семидесятые в «Странниках и гусарах»… Но волшебство не состоялось, и сразу стала видна технология — виртуозное (и несколько однообразное) умение рассмешить и растрогать, доведенные до совершенства постановочные приемы. Театр «ОКОЛО» убеждает зрителя в том, что тот пришел не в театр, а в гости: это обжитой и уютный дом, окутывающий публику своей теплой, приветливой аурой. Но главного не произошло, и знающий Погребничко зритель замечает, что здешние амплуа строятся как система повторяющихся из спектакля в спектакль масок, а финалов у «Предпоследнего концерта» три.
В Театре «ОКОЛО» вышел трогательный, теплый и смешной спектакль. Публика, исправно заполняющая его крошечный зал, наверняка полюбит и чеширских котов, и Алису. Но история о смешном и нелепом человеке, заблудившемся в причудливом, состоящем из советских мифов и штампов мирке, не стала тем, чем могла бы стать, милый анекдот не превратился в притчу. Юрий Погребничко наверняка рассчитывал на другой результат — умение умилять и развлекать для него далеко не главное. Алексей Филиппов, 21.04.2003
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|