|  | << Алексей Левинский 
 Погребничко в Стране чудес«Гамлет», «Три сестры». татаро-монголы, эсэсовки, советские песни и три чеширских котаИзвестия  Впервые выдвинутый на «Золотую маску» Юрий Погребничко сразу ее и получил. Причем в номинации «Приз критики». Вскоре после фестиваля в Театре «ОКОЛО» вышла его новая постановка — cпектакль «Предпоследний концерт Алисы в Стране чудес (по мотивам сказок Льюиса Кэрролла)». Легко догадаться, что здесь будут петь — у Погребничко всегда поют. Но у его спектаклей есть и иные родовые признаки.
 Это очень личные истории, и их подлинный главный герой — сам режиссер; то, что он имеет сообщить публике, не связано с четко и последовательно выстроенным сюжетом. Погребничко берет свое всюду: у Чехова и Володина, у Саши Соколова и Булата Окуджавы. И в результате появляются очень трогательные, лиричные, иногда удивительно глубокие спектакли. Режиссер вроде бы говорит о своем, он как будто не пытается умствовать, но в его работе отражается целая эпоха… А бывает и так, что этого не случается и премьеры Погребничко сводятся к тому, за что их любит публика камерного Театра «ОКОЛО»: очарование маленькой, любовно сделанной вещи, теплота, странность, Окуджава, Галич, Саша Соколов.
 
 «Предпоследний концерт…» очаровательный спектакль, но проблемы, свойственные театру Погребничко, видны в нем очень хорошо.
 
 Здешней Алисой стал Алексей Левинский, тонкий артист и замечательный режиссер: седой, сутуловатый, немолодой, обаятельный человек спрашивает обитателей Страны чудес и Зазеркалья, как ему, собственно, попасть домой. Встречающиеся на его пути несуразности печальный странник Алиса принимает без удивления.
 
 Несуразностей здесь и впрямь достаточно: чеширских котов три — один щеголяет в полевом камуфляже с погонами, второй в пестрой военной форме тридцатых годов, третий в задрипанном пальтеце. Труляля, Траляля и Треска обернулись стройными и подтянутыми эсэсовками; теплую компанию дополняет Мужской квартет: певец во фраке и три страхолюдных татаро-монгола. Полная и улыбчивая Королева Ольги Бешули азартно рубит головы, робкий и благовоспитанный Король Константина Желдина шарахается от сутуловатого Чеширского кота с двумя кубиками в красных петлицах (Валерий Прохоров). С текстом Кэрролла переплетаются «Гамлет» и «Три сестры», татаро-монголы и картинно выпячивающий грудь человек во фраке поют советские песни, в финале появится та, кого они призывали.
 
 На сцену выйдет трогательная и робкая девочка в розовом («ах, эта женщина в окне…»); на милом ребенке и мешковатой Алисе зажгутся простенькие елочные гирлянды, и зал, вдоволь наумилявшийся абсурдистскому и в то же время пленительно домашнему юмору Юрия Погребничко, растрогается окончательно…
 
 Но главного все же не произойдет.
 
 Если бы спектаклю удалось до конца вытянуть свою ноту, если бы режиссер был чуть-чуть точнее, все — и мундирные чеширские коты, и страхолюдные монгольские певуны, и Окуджава, и Саша Соколов — сработали бы так, как это бывает у Погребничко.
 
 Комок в горле, мысли о себе, ощущение того, что спектакль рассказывает о памятном тебе времени, будь то семидесятые, как во «Вчера наступило внезапно», или семидесятые в «Странниках и гусарах»… Но волшебство не состоялось, и сразу стала видна технология — виртуозное (и несколько однообразное) умение рассмешить и растрогать, доведенные до совершенства постановочные приемы. Театр «ОКОЛО» убеждает зрителя в том, что тот пришел не в театр, а в гости: это обжитой и уютный дом, окутывающий публику своей теплой, приветливой аурой. Но главного не произошло, и знающий Погребничко зритель замечает, что здешние амплуа строятся как система повторяющихся из спектакля в спектакль масок, а финалов у «Предпоследнего концерта» три.
 
 В Театре «ОКОЛО» вышел трогательный, теплый и смешной спектакль. Публика, исправно заполняющая его крошечный зал, наверняка полюбит и чеширских котов, и Алису. Но история о смешном и нелепом человеке, заблудившемся в причудливом, состоящем из советских мифов и штампов мирке, не стала тем, чем могла бы стать, милый анекдот не превратился в притчу. Юрий Погребничко наверняка рассчитывал на другой результат — умение умилять и развлекать для него далеко не главное.
 
 Алексей Филиппов, 21.04.2003 
 
 Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар,  10, [12.06.2016]Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]«ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва,  2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]Молчи  сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар,  10», [04.2005]Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля  2003, [21.04.2003]Алексей Левинский: Спектакль  это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя ПлунгянБелка со свистком, Марина Давыдова
 |