| << Алексей Левинский
Встать, суд идетХитом нынешнего театрального сезона вдруг оказалась классическая пьеса Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». К чему бы это?Итоги Интереснейшая вещь — старая классическая пьеса, не шедшая в Москве, кажется, со времен знаменитого спектакля Петра Фоменко, поставленного в середине 60-х годов прошлого века, сделалась вдруг в этом сезоне страшно популярной. Один за другим вышли премьеры театра Et cetera и Театра им. Ермоловой, а на очереди уже другие постановки. «Смерть Тарелкина» ожидается в Малом театре, в Центре драматургии и режиссуры ее собирается ставить Алексей Казанцев, прошел слух, что Роман Козак хотел бы иметь ее в репертуаре Театра им. Пушкина, ну и так далее. Что тут, случайное совпадение? Сухово-кобылинские «упыри, вуйдалаки и мцыри» порчу свою навели? Или само время востребовало этот отчаянно гротескный, фантасмагорический фарс о полицейском беспределе в одном отдельно взятом околотке, всегда пугавший власть предержащую? Написанная в 1868 году, пьеса была запрещена к постановке на тридцать с лишним лет, но и потом ставилась нечасто, возникая на российских сценах в моменты совсем уж глухие и душные, пугая своими пророчествами и публику, и власти. Мейерхольд, например, умудрился выпустить «Смерть Тарелкина» в Александринке, уже переименованной Февральской революцией 17-го года в Драматический государственный театр, дня за два до октябрьского переворота. Потом поставил еще раз, в 1922 году, апокалипсическую гофмановскую мрачность прежнего спектакля сменил грубоватый шутовской балаган, но публика все равно пугалась, явственно ощущая, по словам рецензента, «издевку смерти над человеком». Ну а спектакль Фоменко в Театре им. Маяковского был попросту снят, запрещен партийным руководством, и спрашивать: «Почему?» — могут только совсем уж родства не помнящие. Потому что прямо про них и выходило, вот и весь ответ. Этот мистический, смешной и жуткий шабаш полицейского террора показался начальству до боли знакомым, и правильно показался. В российских театрах давно научились высказывать властям свое недовольство с помощью классической пьесы, вот и сейчас об этом вспомнили — похоже, время пришло. И в самом деле, один только милицейский беспредел в Башкирии как будто списан со страниц старой пьесы. А тут еще пресловутое «басманное» правосудие, борьба с непокорными олигархами, сиделец Ходорковский, страсти вокруг «Детей Розенталя», сериалы о советских вождях и памятники Сталину, которые то тут, то там ставить собираются, — и что-то такое слегка позабытое стало сгущаться над нами. Похоже, творческая интеллигенция снова сунула фигу в карман. На этот раз в виде классической «Смерти Тарелкина». Пьеса и в самом деле невероятная. Сегодня она кажется предвестником всех литературных направлений XX века — обэриутов, абсурдистов и даже постмодернизма. Тут что ни фраза, то просто перл, только успевай уши подставлять. Сюжет фантастический, в страшном сне такой приснится. Тарелкин, спасаясь от кредиторов, решил умереть, но не до конца умереть, а взять документы умершего соседа Силы Силича Копылова и похоронить вместо себя куклу. То есть Копылов умер, и Тарелкин умер, кто же перед нами? Правильно, оборотень, упырь и вуйдалак. Потом начались допросы в участке, но о пророческой актуальности пьесы уже говорилось. Словом, вот он, хит нашего времени. Вышел на московскую сцену и собирается обосноваться на ней всерьез и надолго. В театре Et cetera «Смерть Тарелкина» поставил хорошо известный в Москве молодой литовский режиссер Оскарас Коршуновас, которого скорые на язык критики давно уже числят в лидерах европейского театрального искусства, а в Театре им. Ермоловой — скромнейший маргинал Алексей Левинский, актер, режиссер и педагог. Два эти спектакля, вышедшие на публику практически одновременно, отличаются друг от друга примерно так, как дорогой голлливудский блокбастер от малобюджетного независимого кино, снятого ручной камерой. На премьеру к Александру Калягину собрались весь бомонд и почти вся пресса, в Ермоловском театре, от которого уже много лет не ждут никаких художественных потрясений, почетных гостей практически не было. Вот только, как говорят на Руси, никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь. Апокалипсис в полоску На сцене театра Et cetera все в полоску. Декорация, напоминающая коробку, одну сторону которой откинули на пол, полосатая, костюмы полосатые, и даже программки и буклеты выпустили в черно-белую полосочку. От всего этого страшно рябит в глазах, а нехитрая идея прочитывается мгновенно, еще до начала спектакля. У Чехова сказано: «Вся Россия — наш сад», а мы скажем: «Вся Россия — тюрьма». Как смешно. Впрочем, смешить нас Оскарас Коршуновас явно не собирался. В подзаголовке его спектакля значится: «трагедия-буфф». Он собрался нас напугать. Для чего изобретательным режиссером придумано много спецэффектов. Задняя стенка превращена в экран, и все главные трюки играются как в теневом театре. Летают диковинные птицы, скачут всадники с копьями, тень Расплюева заглатывает сапоги и скелеты, тень Тарелкина утюгом проглаживают. Или вот еще — заяц. Весь спектакль в углу стояло нечто, рогожей прикрытое. Как только прозвучало со сцены слово «заяц», так сдернули рогожу, а там — огромный заяц красными глазами вращает. Страшно, аж жуть, поскольку о глобальной, вселенской катастрофе речь ведется. Живых людей на сцене нет, одни куклы и манекены. Актеры громко кричат, дергаются, глаза таращат, выделывают цирковые кульбиты, словом, изо всех сил изображают гротеск, под стать теням на экране. Об актуальности тоже не забыли. В общем надрывном крике некоторые фразы звучат подчеркнуто: «Врешь, не прошло еще наше время!» Свет в зале, как водится в таких случаях, зажигается, и из зала тащат на допрос человека, в современный костюм одетого. Бог его знает, что случилось с режиссером, предыдущие спектакли которого никак не могли обещать такого прокола. То ли Москва его напугала, то ли оборотень какой попутал, но не далась ему пьеса. В интервью перед премьерой он рассказывал о замысле, звучало красиво. Волнует, говорил, мимикрия, случившаяся с его поколением, оттого и назначил на роль Тарелкина Владимира Скворцова, молодого актера. Ничего личного, увы, в спектакле не обнаружилось, одни только общеупотребимые штампы и трюки. Сказать, что Скворцов играет плохо, нельзя, ему попросту нечего играть. Александр Калягин в роли Варравина, конечно же, высится надо всеми, как Монблан. По существу, ему тоже играть нечего, но он сам по себе — величина значительная. Выходит, сразу видно, Артист. А о заявленной мимикрии напоминает одна только финальная сценка, целиком построенная на остроумном техническом фортеле: Тарелкин, про которого говорят, что он в стену оборачивался, слился в конце концов со стеной-экраном. И делу конец. Гоп со смыком Самое обидное, что умопомрачительный текст Сухово-Кобылина в спектакле Коршуноваса не прозвучал вовсе. В этом шумном, пестром гротеске его попросту прокричали с прыжками и ужимками. Зато у Алексея Левинского в Театре им. Ермоловой текст подан как будто на блюдечке с голубой каемочкой. Нате, ешьте с удовольствием, дорогие зрители. Иногда казалось: не может быть, что все это в XIX веке писано, тут явно какой-нибудь Сорокин или Пелевин над классиком потрудился. Но нет, Сухово-Кобылин в чистом виде, без примесей. Левинский во всем драматургу следовал, трагедией его комедию-шутку не обзывал, ничего такого фантасмагорического на сцену не выводил, цирковыми выдумками публику не запугивал. В небольшом пространстве малой сцены актеры играют просто и ясно, из кожи не вылезают, не гримасничают, почти и не мимируют, а опираются на одно только авторское слово. Левинский в последние годы активно сотрудничает с театром «ОКОЛО дома Станиславского», оттого, видимо, стилистика его спектакля живо напоминает работы Юрия Погребничко. Говорю это не в упрек, поскольку речь идет не о заимствовании, а об общих художественных принципах. К истории своей страны Левинский, многого в ней не принимая, относится с какой-то печальной нежностью, и это, как ни странно, главная краска его спектакля. По ходу действия время от времени становилось жутко от совершенно дикой, до боли знакомой обыденности происходящего, но в памяти потом остаются не обличения с разоблачениями, а только лишь печаль и нежность прожившего общую с нами жизнь режиссера. У Левинского все просто, как в народном балагане. Из лавок составлена стена, за ней прячется помост, с которого, как в кукольном театре, возникают персонажи. Четверка музыкантов-певцов сопровождает все действие. Абсолютно серьезно поют «Кирпичики», «По морям, по волнам», «Купите бублики» и прочие хиты прошлых времен. Тельняшки, кожанки, галифе, Варравин одет в костюм американского летчика или десантника. Впрочем, до прямых аллюзий Левинский не унизился. В его спектакле ничто не педалируется, просто память цепляет из прошлого бойкий пионерский задор и городской фольклор вперемешку с зоной, покорным унижением и всеобщим страхом. Об актерах Ермоловского театра критика в последние годы не пишет вовсе, а меж тем в этом спектакле многие играют очень хорошо. Александр Ковалев (Варравин), Сергей Власенко (Расплюев), Владимир Мурашов (Ох) в спектакле явно лидируют, играют внятно, азартно и без натужных усилий. Да и все остальные смотрятся здесь славной компанией, которой хорошо работается вместе и с публикой общаться радостно. И эта негромкая радость оказалась страшно заразительной. Для немногих числом (напомним, спектакль идет на малой сцене) и не особо знатных зрителей Ермоловского театра. Так что самое время вспомнить еще одну русскую пословицу: не все то золото, что блестит.
, 12.04.2005
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|