| << Алексей Левинский
Оборотни в калошах.«Смерть Тарелкина». Театр имени Ермоловой«Культура» В спектаклях Алексея Левинского зрелище, как известно, далеко не первостепенный элемент. Его творения практически всегда камерны, неброски и очень сдержанны — с постановочной, сценографической и актерской точек зрения. В этом же ключе выдержан и спектакль «Смерть Тарелкина», представленный на Малой сцене Театра имени Ермоловой.
Здесь главное — атмосфера и настрой вполне определенного характера: густая и грубоватая аура тюремных застенков. Явно отечественных, причем из тех, что на все времена, — Левинский не грешит почтением к точной хронологии. Та часть крохотного зальчика, что отдана подмосткам, затянута мрачным серым холстом с нарисованными на нем зарешеченными окошками (сценография Виктора Архипова). В наличии также — грубо сколоченные лавки и табуреты того же цвета, из которых можно выгородить «сцену на сцене» и соответственно представить себе, что данное представление — продукт тюремной самодеятельности.
К подобным ассоциациям провоцирует и то, что в действе Левинского участвует некий Хор (в прямом и театральном смысле этого слова). Квартет заключенных-комедиантов (Надежда Борисова, Василий Борисенко, Андрей Попов и Лидия Шубина), обряженных в кожанки, тельняшки, ватные штаны, калоши и картузы-береты, вооружившись нехитрыми музыкальными инструментами, периодически выдает публике классику городского и блатного «шансона» — от «Кирпичиков» с «Бубликами» до «Гоп со смыком». Актеры вообще в этом спектакле должны как-то «раздваиваться»: представлять известных героев Сухово-Кобылина и одновременно автономно существовать в заявленной гротесково-тюремной атмосфере.
Но режиссерские приемы подачи пьесы публике и этим не ограничиваются. Тут есть и своеобразный кукольный театр, когда поставленные друг на друга лавки образуют ширму, а герои, подобно петрушкам, показываются над ней. Кукольные ручки в перчатках подают необходимые по ходу дела атрибуты, как то рюмка водки или соленый огурец, наколотый на вилку. Есть и по-балаганному прямые обращения в зал. Вообще лица актеров, порой отрешенные, порой заинтересованные, почти всегда повернуты к публике, так что себя можно ощутить прямо каким-нибудь присяжным заседателем, которому немедленно дЧлжно вынести свой вердикт. Чего мало, а вернее, практически совсем не наблюдается, так это традиционной «психологии», — на импровизированных подмостках существует представление в очищенном виде.
Левинского, вероятно, не слишком волнуют подробность и последовательность перипетий мрачноватой комедии Сухово-Кобылина. Он многое купирует в тексте, нанизывая блики-эпизоды на игровой стержень. Главное в этом действе — конечно же, тема оборотничества. Быть может, поданная не столько в глобально-философском смысле, сколько идущая на привязи недавних отечественных реалий. Здесь не только Тарелкин (Андрей Калашников) согласно сюжету оборачивается в Копылова, а Варравин (Александр Ковалев) — в капитана Полутатаринова, но и некоторым другим актерам доверено на время сменить обличье. Например, темпераментно поучаствовать в хоровой интермедии; надев фартук, представиться служанкой Маврушей; нацепив пионерский значок и галстук — сопливым писарем Ванечкой (и все это — Н. Борисова). Ну и так далее.
И даже заглавный герой, влезая в иное обличье, кажется, делает это не впервой, а лишь продолжает привычную цепь внешних перевоплощений. Не надевает, но снимает кудрявый парик, обнажая бритую голову, вытаскивает вставные челюсти. К новому внешнему виду даже привыкать не надо — «зэк» со стажем, Тарелкин — Калашников чувствует себя как рыба в воде.
Но, странное дело, представленный на сцене «частный случай» почему-то только таковым не воспринимается. Левинский, не педалируя никаких обобщений и не акцентируя далеко идущих выводов, все же умудряется дать понять, что все нами увиденное — дело привычное, традиционная русская забава. Мрачная, конечно, и весьма страшноватая. Но какое время, такие и развлечения. Ирина Алпатова, 7.04.2005
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|